Сражение за Сталинград, длившееся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943-го, морально надломило гитлеровских вояк. Причём надлом произошёл ещё в самом начале сражения... Рабочие Сталинграда дали такой отпор врагу, что фашистский генерал Виттерсгейм отказался штурмовать город.
23 августа 1942 года 14-й танковый корпус генерала Густава фон Виттерсгейма прорвал оборону наших войск в междуречье Волги и Дона и две сотни его «панцеров» вышли к северным окраинам Сталинграда. Генерал, награждённый ранее за победы в Польше и Франции рыцарским крестом, не имел сомнений в успехе наступления и в этот раз, но когда части корпуса увязли в ожесточённых уличных боях, он послал паническое донесение командующему 6-й армии Паулюсу.
"Генерал сообщил, что соединения Красной Армии контратакуют, опираясь на поддержку всего населения Сталинграда, проявляющего исключительное мужество, - писал в своих мемуарах адъютант Паулюса полковник Адам. - На поле битвы лежат убитые рабочие в своей спецодежде, нередко сжимая в окоченевших руках винтовку или пистолет. Мертвецы в рабочей одежде застыли, склонившись над рычагами разбитых танков...».
Немецкого генерала-танкиста особенно поразило то, что руки погибших механиков сжимали рычаги, словно они и мёртвые хотели бросить на врага свои бронированные машины... Возможно, ему, участнику Первой мировой, это напомнило легендарную «атаку мертвецов», когда защитники русской крепости Осовец, отравленные газами, шли в свой последний бой. И генерал «сломался».
Шок
Удивлённый Паулюс вызвал командира корпуса для доклада. Вот как описал их разговор писатель Валентин Пикуль в романе «Барбаросса».
– Отведите мои танки с Волги и всю 6-ю армию, - попросил Виттерсгейм.
– Куда? – обомлел Паулюс.
– Назад! Ко всем чертям! Хоть обратно в Польшу.
– Вы не верите в успех?
– Как можно верить в успех, если за оружие взялись все жители города – от мала до велика! Это уже не война, это что-то иное. Нигде и ничего подобного я не видел.
После этого диалога Паулюс отстранил павшего духом Виттерсгейма от командования корпусом, а потом его и вовсе выгнали из армии. Похоже, что мёртвые рабочие за рычагами танков ещё долго являлись ему в страшных снах. И кое-что генерал понял... После войны он, как и Паулюс, выступил свидетелем на Нюрнбергском процессе, дав показания против верхушки Третьего рейха.
Рабочие
Героизм, впечатливший немецкого военачальника, принадлежит рабочим Сталинградского тракторного завода. Грозные «тридцатьчетвёрки» с экипажами, сформированными из заводчан, шли в бой прямо из цехов! В военную историю завода навечно вписано имя Петра Корчагина. Однажды в цех была доставлена до неузнаваемости изуродованная машина. Казалось – только на переплавку, но Пётр трое суток не отходил от танка и, по существу, вновь его создал, а потом сам повёл его в бой.
Сделанная наспех машина не оснащалась прицелом и могла вести стрельбу только в упор. И таких танков было много, но, несмотря на своё несовершенство, эти машины наносили большой урон врагу. В августе 1942 года завод выпустил 390 танков, а в начале сентября - прямо в разгар боёв – ещё 200. За свои подвиги Сталинградский тракторный завод был удостоен ордена Отечественной войны 1-й степени...
Автор: Сергей Трофимов