Родители хвалят детей, когда они маленькие. Хвалят за первую помощь по хозяйству, за то, что малыш самостоятельно завязал шнурки, словом, похвала так и льётся из уст мамы с папой.
Но вот ребёнок подрос. Пошёл в первый класс. С этого момента его хвалят всё меньше и меньше. А подростки вообще получают одобрения в исключительных случаях.
Между тем, похвала подросткам нужна не меньше, чем малышу. Ведь даже взрослые счастливы до небес, если получают чьё-то одобрение. Почему у пубертатов должно быть наоборот?
Подростков важно и нужно хвалить, но уже не так как малыша по любому поводу, а за дело. Об этом в следующий раз. Пока же разберёмся, что даёт подростку похвала от близких.
Во-первых, если подростка хвалят, он больше доверяет родителям. Когда подросший ребёнок получает позитивный отклик от взрослых за свои поступки и действия, он знает и понимает, он маме с папой не безразличен, он им нужен, его любят, следят за его действиями, о нём заботятся. Подросток знает, мама с папой в случае чего помогут и поддержат.
Во-вторых, похвала помогает поддерживать подростку веру в себя. Пубертату, который часто получает одобрение, не страшна неконструктивная критика от посторонних. Он понимает, если вдруг что-то не вышло, это грустно, но не стихийное бедствие. То есть похвала — залог здоровой самооценки.
В-третьих, если подростка хвалить, у него появляется мотивация.
Например, школьники не понимают тот или иной предмет. Не идёт и всё тут. За его непонимание ему же ещё и достаётся. И хорошо, если только от педагогов. Но ведь часто перепадает и от семьи. Подростка называют бестолочью, тупым или ещё как-нибудь. И что в результате?
В результате вместо того, чтобы разобраться в предмете, пубертат забрасывает учебники далеко-далеко «ну не понимаю, и не надо».
Другой вариант развития событий. Родители видят, ребёнок старается, да, он не может полностью понять предмет, но небольшие успехи у него всё же есть, и начинают хвалить даже за малейшие достижения. Тогда у подростка возникает желание получше разобраться со сложным уроком.
Хвалить подросшего ребёнка не принято. Но, если это делать, можно достичь многого.
Автор: Ларионова Екатерина Марковна
Тренинговый групповой аналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru