Святитель Нектарий Эгинский "о познании себя" [Глава IV, о нравственном законе, параграфы 10-11]
О ПОЗНАНИИ СЕБЯ
Часть 2. Нравственное учение.
ГЛАВА IV. О НРАВСТВЕННОМ ЗАКОНЕ
10. О нравственно-преобразующей силе нравственной свободы.
Нравственная свобода делает человека способным всегда делать добро и избегать зла. Библия говорит, что Бог запечатлел закон в сердце человека. Через эти слова Святое Писание учит нас силе человеческой свободы, так что человек может мыслить о добре согласно своей свободной воли, как о своем собственном приобретении, ибо этот Божественный закон есть благо, так как Божественная воля также является благой.
Истинно нравственно-свободный человек может познать добро, написанное в его сердце, распознать Бога, говорящего в нем, Бога, явившегося человеку, когда он познает себя и творение как бы в образе и, таким образом, пожелает стать как Бог. «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1,19-20).
Воля Божия, запечатленная в его сердце, стала и волей человека, чтобы, желая делать добро, оказаться [человеку] нравственно-свободным и стать образом Божиим. Нравственная свобода раскрывает человека как подлинный образ Божий, любителя Божественного закона и открывает ему Бога через Его особые свойства.
Нравственная свобода возвышает его до высокого положения славы и чести и окружает его красотой и царственной порфирой, поставляя его выше всех творений Божиих. Это связующая сила, которая объединяет небо и землю. Нравственная свобода удовлетворяет горячее желание человеческого сердца и делает его блаженным [т.е. истинно счастливым].
Нравственная свобода ведет к прямому пути, предначертанному Богом для человека, который ведет к намеченной и разумной цели, к которой человек призван идти. Это показывает его как истинного-свободного и независимого, потому что он подчиняет себе страсти, желания, мирской разум и даже дьявола.
Нравственная свобода есть абсолютная свобода, потому что она следует Божественной воле абсолютного блага, которым является Бог. Нравственная свобода есть величайшее из нравственных благ, которыми так щедро наделил Бог человека. Это дар Божий.
11. О нравственной свободе, развивающейся при отождествлении личной воли с Божественной волей.
Человек совершенствуется в нравственной свободе, всегда отождествляя свою волю с волей Божией. Тот, кто отклоняется от этого правила, нравственно несвободен.
Практикуемая же свобода является проявлением независимости и выражением свободы. Свобода человека не ограничивается, когда она подчиняется закону Божию, ибо как закон Божий, бесконечен, а бесконечность не только не ограничивает данной ему свободы, но и расширяет ее до бесконечности и увеличивает ее с того момента, так и [свобода] следует [за волей Божией].
Свобода человека тем более ограничена, чем больше преобладает воля "я" [т.е. человеческого эгоизма] и злоупотребляется его властью, он не претендует на соединение своей воли с Божественной волей, но даже борется с ней, делая не то, что хочет Бог, а то, что хочет он сам. Через это он отсекается от Божественного закона бесконечной воли Божией и свобода его движется в узком и конечном круге воли плоти, чувственной природы, материального и конечного, того, что действует в страстях, она полностью отвергает этот вид свободы.Таким образом, дух окончательно подчиняется чувственному.
О том, что истинная свобода заключается в отождествлении нашей воли с Божественной волей, свидетельствует сам характер и внутренний голос сердца, стремящийся к преобладанию Божественной воли, к укреплению добра и протест которого мы чувствуем, когда отступаем [от Бога] или нарушаем Божий закон.
Характер нравственной свободы абсолютен и совершенен, потому что приравнивается к характеру нравственного блага, Божественного закона, совершенного и абсолютного. Поэтому абсолютная нравственная свобода есть только у того, кто отождествляет свою волю с Божественной волей, совершенной, благой и приятной, с Божественным законом, который написан в его сердце. Только соблюдающий Божественный закон может считаться нравственно-свободным.
Порок Давид сравнивает нарушителей Божественного закона и тех, кто служит страстям и вожделениям плоти, с конями и зверями, говоря: «И человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им» (Пс.48,13).
Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: "то, что кто-то обольщается и впадает в страсти, есть то же самое, что отдаваться окончательному порабощению, он действует так, как будто ему безразлично сохранение единственной свободы".
Иоанн Дамаскин, характеризуя нечестие, говорит: "нечестие есть не что иное, как грех, беззаконие и неповиновение закону. Итак, свободная воля есть первое благо, то, что соответствует разумной природе, и мы должны использовать свободную силу, чтобы обуздывать неразумные страсти, гнев, а также жадность, что является добродетелью. Сдаться и пользоваться своим самоопределением означает, что человек одержим низменными страстями и потому живет без разума и по-скотски, и это зло и грех. Поэтому мы не должны быть уродливыми, делая неразумные вещи, но должны дистанцироваться от них, подчиняя духу влечения природы. Потому что со скотскими страстями надо разумно справляться, как повелел Господь".
По этому поводу философ и мученик Иустин советует следующее, говоря: "Бог сотворил человека свободным и самостоятельным, чтобы зло, которое он сделал по нерадению и непослушанию, могло быть прощено Богом, по милосердию и состраданию, если конечно, человек повинуется Ему. Точно так же, как человек не повиновался и принял смерть как воздаяние, так, снова повинуясь воле Божией, он может получить вечную жизнь как дар. Потому что Бог дал нам святые заповеди, которые каждый может соблюдать и спасаться, участвуя в воскресении и наследуя бессмертие".
Согласно им [т.е. заповедям], человек должен соблюдать закон с большим почтением к Богу, чтобы исполнить Его благую, угодную и совершенную волю, т.е. чтобы он отождествлял свою волю с волей Божией, жил нравственно и свободно и, таким образом, выполнил цель своего предназначения на земле, то есть стал совершенным и, следовательно, наследником Небесного Царства. Аминь.
Продолжение следует! В следующей публикации будет представлен 12 параграф четвертой главы на тему: о неприкосновенности свободы
Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!
Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.
Иерей Александр Сергеев