Найти тему
Лошадкины прогулки

Одна из самых сложных тем - детям о блокаде.

Мы не имеем права молчать. Мы обязаны говорить с детьми о блокаде. Можно ли каждый год говорит одно и то же? Почему многие дети относятся к этой теме с отрицанием?

Памятные даты снятия блокады. Сколько фильмов, детских мероприятий, экскурсий было предложено детям в эти дни.

​Я, работая с детьми разного возраста много лет и имея свою дочь - подростка вижу здесь одну большую проблему. проблему в том, что в эти дни в пространстве детей образуется два лагеря - собственно дети и взрослые.

Педагоги обязаны провести и организовать, а родители понимают необходимость посетить все возможные мероприятия, посвященные блокаде.

​Дети же, по крайней мере большинство...воспринимают это как жестокую рутину. Причина не в их бездушности и нежелании знать историю своего города. Причина в том, как и что мы рассказываем детям. 

​Недавно попался пост в ВК, в котором прямо по пунктам были перечислены голод, холод, и Таня Савичева. Если ваши дети это знают - молодцы, все свободны. И вот, начиная с детского сада детям говорят ровно одно и тоже. Реакция детей предсказуема. Закатив глаза, они показывают всем видом,что слушать это они не хотят.

​Есть и еще одна причина . Одна мама, дочки которой с удовольствием ходят на наши экскурсии, пожаловалась, что старшая, третьеклассница, идти на блокадную тему категорически не хочет. Потому что ей тяжело справиться с переживаниями, со всем горем, которое пережили люди и которое она принимает как свое.Ей это слишком.

Как раз на блокадной экскурсии мы с ребятами пытались выяснить, почему именно в последние годы все больше появляется памятников тем годам. Причем не людям, а символам того времени . Памятник репродуктору и колюшке, памятник проруби и памятник блокадным часам.

​П​ричина в том, что для нас та жизнь уже слишкам далека. У сегодняшних детей даже бабушки почти все родились после тех лет. Тогда это были очевидности, сегодня - неизвестность.

​Так вот, чем дальше события, тем меньше нашего внутреннего отклика. Для сегодняшнего ребенка, годы войны где то там же, где и война с французами 1812 года. 

​Есть дети впечатлительные, для них любая история войны - ощущение потери. Для них погружение в горе того времени страшно и они хотят убежать, пропустить урок или экскурсию.

​ Есть те, для кого это знания, даты и все. И они не готовы включаться эмоционально. Для них достаточно знания и фактов. 

​И ​вот, каждый год мы, педагоги и экскурсоводы, ищем баланс между эмоциями, фактами, проживанием горя и потерь и необходимостью донести все это до каждого. Донести так, чтобы не воспринималось как обязательная утомительная рутина, но при этом не вызывало страха собственных переживаний и в итоге, отрицания.

​В этом ноду мы провели экскурсию на Васильевском острове . От блокадных часов к набережной Лейтенанта Шмидта. 

Памятник блокадным часам на Большом проспекте Васильевского острова.
Памятник блокадным часам на Большом проспекте Васильевского острова.

На набережной можно вспомнить о разном. Здесь видны Исаакиевский собор и шпиль Адмиралтейства и можно говорить о подвигах альпинистов, маскировавших эти здания. Здесь Балтийский завод и Адмиралтейские верфи. Тут разговор о том, как жили они в войну, о кораблях, стоявших вдоль берегов Невы. Здесь и Горный институт разрабатывающий в войну взрывчатку.

На набережной Лейтенанта Шмидта
На набережной Лейтенанта Шмидта

Каждый год мы ищем разные темы, разные маршруты, чтобы по крайней мере дети не думали, что все это они уже слышали... 

Наша свеча памяти
Наша свеча памяти