Мы не имеем права молчать. Мы обязаны говорить с детьми о блокаде. Можно ли каждый год говорит одно и то же? Почему многие дети относятся к этой теме с отрицанием?
Памятные даты снятия блокады. Сколько фильмов, детских мероприятий, экскурсий было предложено детям в эти дни.
Я, работая с детьми разного возраста много лет и имея свою дочь - подростка вижу здесь одну большую проблему. проблему в том, что в эти дни в пространстве детей образуется два лагеря - собственно дети и взрослые.
Педагоги обязаны провести и организовать, а родители понимают необходимость посетить все возможные мероприятия, посвященные блокаде.
Дети же, по крайней мере большинство...воспринимают это как жестокую рутину. Причина не в их бездушности и нежелании знать историю своего города. Причина в том, как и что мы рассказываем детям.
Недавно попался пост в ВК, в котором прямо по пунктам были перечислены голод, холод, и Таня Савичева. Если ваши дети это знают - молодцы, все свободны. И вот, начиная с детского сада детям говорят ровно одно и тоже. Реакция детей предсказуема. Закатив глаза, они показывают всем видом,что слушать это они не хотят.
Есть и еще одна причина . Одна мама, дочки которой с удовольствием ходят на наши экскурсии, пожаловалась, что старшая, третьеклассница, идти на блокадную тему категорически не хочет. Потому что ей тяжело справиться с переживаниями, со всем горем, которое пережили люди и которое она принимает как свое.Ей это слишком.
Как раз на блокадной экскурсии мы с ребятами пытались выяснить, почему именно в последние годы все больше появляется памятников тем годам. Причем не людям, а символам того времени . Памятник репродуктору и колюшке, памятник проруби и памятник блокадным часам.
Причина в том, что для нас та жизнь уже слишкам далека. У сегодняшних детей даже бабушки почти все родились после тех лет. Тогда это были очевидности, сегодня - неизвестность.
Так вот, чем дальше события, тем меньше нашего внутреннего отклика. Для сегодняшнего ребенка, годы войны где то там же, где и война с французами 1812 года.
Есть дети впечатлительные, для них любая история войны - ощущение потери. Для них погружение в горе того времени страшно и они хотят убежать, пропустить урок или экскурсию.
Есть те, для кого это знания, даты и все. И они не готовы включаться эмоционально. Для них достаточно знания и фактов.
И вот, каждый год мы, педагоги и экскурсоводы, ищем баланс между эмоциями, фактами, проживанием горя и потерь и необходимостью донести все это до каждого. Донести так, чтобы не воспринималось как обязательная утомительная рутина, но при этом не вызывало страха собственных переживаний и в итоге, отрицания.
В этом ноду мы провели экскурсию на Васильевском острове . От блокадных часов к набережной Лейтенанта Шмидта.
На набережной можно вспомнить о разном. Здесь видны Исаакиевский собор и шпиль Адмиралтейства и можно говорить о подвигах альпинистов, маскировавших эти здания. Здесь Балтийский завод и Адмиралтейские верфи. Тут разговор о том, как жили они в войну, о кораблях, стоявших вдоль берегов Невы. Здесь и Горный институт разрабатывающий в войну взрывчатку.
Каждый год мы ищем разные темы, разные маршруты, чтобы по крайней мере дети не думали, что все это они уже слышали...