Как-то в комментариях встретила такое утверждение. Что, мол, функционально, РАС от умственной отсталости ничем не отличается, поэтому всех детей с РАС нужно просто отправить в коррекционные школы 8 вида, дабы они не мешали учиться другим.
Ну, в комментариях всякое можно встретить, поэтому как-то оставила без пристального внимания. Поспорила немного, что ребёнок, который в 7 лет читает, решает примеры в пределах 1000 едва ли может считаться умственно отсталым - на том и успокоились.
А тут, недавно узнала, что действительно, есть целое направление, которое РАС рассматривает именно как вариант интеллектуального нарушения. Аргументы такого подхода очень просты: если оценивать интеллект по продуктам деятельности, то РАС можно запросто свести к умственной отсталости. Вот дали ребёнку с РАС задание, а он его не сделал, значит интеллекта не хватило. Как говорят сейчас дети: "Л - значит Логика".
Куда такой подход может привести детей с РАС? Правильно - в школы 8 вида. А что? Удобно, экономно.
Лично я, как человек поработавший с РАС, категорически против такого подхода. Вчера решали ребусы с ребёнком с РАС. Он это делал впервые в жизни. Результат 12-минутного труда 40 решенных ребусов:
Помощь и разъяснения понадобились только при решении ребусов на первой карточке.
То же задание вчера предложила ребёнку с ЗПР (возраст и класс тот же), результат за 10 минут:
В настоящее время детям с РАС по сути податься некуда. Специальных классов и школ для них практически нет. У нас в городе на базе одной из школ сделали класс для детей с РАС - он мгновенно оказался переполнен. Но лично я не представляю, как можно собрать в один класс 6 ребят с РАС и чему-то их научить, когда с каждым нужно сидеть один на один хотя бы первые полгода.
В обычном классе обучение таких детей более менее возможно при наличии тьютора. Но это должен быть 1 ребёнок- 1 тьютор. А этого не будет. У нас в школе на трех сложных детей полторы ставки тьютора и выстроить работу с этими детьми, чтобы они в школе именно учились и не мешали при этом другим - крайне сложно.
А если в следующем году обьявится ещё 1-2 сложных ребёнка, то что делать? Ставок тьютора нам никто больше не добавит.
По факту, сейчас все развитие детей с РАС зависит от ресурсов родителей, а не у каждого родителя эти ресурсы есть.