Найти тему
Вокруг да около

Может ли у всего класса за самостоятельную работу стоять "двойки"?

Очень распространено мнение о том, что если за самостоятельную (или контрольную) работу много "неудов", то виноват учитель: "Плохо объяснил", "Не объяснял", "Не успели усвоить и сразу самостоятельная" и т.д., и т.п.

Приведу пример из своей практики.

Было это давно, аж в 2014 году, то есть восемь лет назад (не так уж и давно, оказывается).

картинка с Яндекса
картинка с Яндекса

Начала я работать в восьмом классе. До этого учителем математики у них была милая женщина, с двумя высшими образованиями, с высшей же (простите за тавтологию) категорией, которая и объясняла хорошо, и новаторские методы применяла. Но, был один минус: она очень часто была на больничном (от этого никто не застрахован, бывает всякое), за три года обучения детей учитель отсутствовал по болезни суммарно полтора года (сначала неделя, потом по неделе каждый месяц, последний раз семь месяцев с выходами на 2-3 дня). Администрация не сразу увидела проблему, никто же из учеников, родителей не жаловался (к учителю все относились с пониманием и очень тепло). Коллеги заменяли уроки по очереди, не выдерживая и недели, и вот дошла очередь до меня. Первое, что я услышала от детей: "Вы от нас тоже сбежите". Первый свой урок в этом классе я вспоминаю как дурной сон. У меня двадцатилетний (с хвостиком) опыт работы в школе и разных детей (и классов) я видела очень много. Оказалось, что видела я не всё! Ну что ж, я люблю вызовы, часто работала по принципу "чем труднее, тем лучше (интереснее)". На втором уроке я заключила с классом (училось там равно 24 человека, но были свои лидеры, которых безоговорочно все слушали) пари: "Спорим, что вы первые от меня откажетесь? Интересно, кто продержится дольше: вы или я?". Объяснила правила работы (игры), попросила обозначить свои. Дети оказались честными и НИ РАЗУ не нарушили свои обещания (а это большая редкость и вызывает уважение), я тоже со своей стороны выполняла обещанное. Коротко про наши взаимоотношения: мы были как большая итальянская семья, минут 10 в начале урока все ругаются (дети кричат на меня, я их одёргиваю), а потом 30 минут мирно работаем. Постепенно эти 10 минут мы свели до минимума. Сразу же скажу, что мы проработали вместе два года до их выпуска в девятом классе, а потом я уволилась (уж очень трудно мне далась эта работа)

Объясняю я хорошо и доступно (не считаю себя супер-пупер учителем, но свои сильные стороны знаю, как и слабые). Первая самостоятельная работа. Ждала, как минимум одну "4", половину "3", а получила 22 "двойки" и 2"тройки". Классу сообщила, но выставлять такое количество "2"? Кому это нужно? (кстати в условиях нашей работы с моей стороны было обещание ставить в журнал только каждую третью "2", исключением были только контрольные работы).

Своей вины этих двоек я не вижу и сейчас, это просто рабочий момент. Да, неприятный, но это надо пережить, и идти (работать) дальше. Не буду описывать все нюансы, а то получится не статья, а книга, таких самостоятельных и контрольных работ было ещё очень много. Учителя, работающие в 8 классе, знают изучаемые темы.

К концу восьмого класса "4" за год были у пяти человек, у остальных "3", некоторые просто натянутые. А дальше... был девятый класс, в котором работать было одно удовольствие. Мы начали понимать друг друга с полувзгляда. Правда, троих человек я не допустила до экзамена, потом всё же передумала (но это другая история). Результаты экзамена: одна "2", пятнадцать "4", остальные "3". Тот, кто сумел списать(тогда ещё была возможность), честно мне потом рассказали(редкие дети, но я рада, что они встретились именно мне), но, как понимаете, оценку я им менять не стала (не пойман-не вор, можете меня "убить" за это, хоть списывание я неприемлю и постоянно с этим боролась). На выпускном дети плакали и некоторые родители тоже (для меня это всегда такое откровение, потому что я жёсткий учитель (не путать с жестоким) и не жду благодарности), я была растрогана.

Так что, и весь класс может получить "2", и не всегда это вина учителя.

Как правило, тему для статьи, подсказал мимолётный комментарий о некомпетентности учителей и обвинения в "2" у всего класса
Написала на одном дыхании.