Психология очень занятная наука. Даже Я, имея более чем 20-летний стаж, узнавая какие-то факты, не устаю удивляться. Сегодня расскажу 5 очевидных феноменов, знание которых может качественно изменить Вашу жизнь.
Эффект Прэтфелла
Это любимые грабли, на которых хотя бы раз сплясал абсолютно каждый. Вспомните себя на первом свидании или собеседовании на ответственную должность. Все мы хотим в такие моменты выглядеть уверенными и неотразимыми. Оказывается, совершенно напрасно.
Доктор Психологии и философии Стэнфордского университета Эллиот Аронсон экспериментально доказал, что гораздо больше доверия у аудитории вызывает оратор, который волнуется, может сбиться или уронить указку. В общем, демонстрирует, что он живой человек.
Так что не бойтесь наделать глупостей на свидании, это не самый очевидный, но верный способ понравиться собеседнику.
Парадокс выбора
Люди, которые застали последние годы Советского Союза, помнят, какой кайф испытывали, когда удавалось урвать губную помаду, ботинки или книгу. Есть ли сейчас такое же удовольствие от выбора ботинок из 100500 пар в магазине? Да никакого. Еще потом и пожалеешь, не стоило ли взять те, с перламутровыми пуговицами.
Психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели любопытный эксперимент: одной группе испытуемых они предложили выбрать одну из 6 баночек подарочного джема, у другой группы выбор был из 24 банок. В результате в первой группе довольны своим выбором оказались 30% испытуемых, а во второй — всего 3%.
Чтобы с большей вероятностью остаться довольным результатом, Психологи советуют ограничить количество критериев выбора до минимума.
Эффект прожектора
Если бы героиня песни Шнура про лабутены и обалденные штаны знала об этом психологическом феномене... песни бы не было. Дело в том, что "главным экспонатом" чаще всего мы являемся только для себя любимых.
Большинству людей абсолютно наплевать, обуты Вы в лабутены или в кеды, на выставке Ван Гога в центре внимания будет "Звездная ночь", а не Ваши обалденные штаны.
Это доказали ученые из Корнельского университета: если человек глубоко погружен в какие-то собственные мысли и переживания, он совершенно не замечает окружающих его людей. Конечно, при условии, что они не привлекают внимание каким-то экстремальным способом.
Эффект фокусировки
Занятно, но те важные мысли, которые отвлекают от созерцания соседских лабутенов, по словам Психолога Дэниэла Канемана, тоже не имеют большого значения в глобальном смысле.
Конечно, Канеман изучал не впечатление от "Подсолнухов". Его исследования касались поведенческой экономики и ресурса внимания. Проще говоря, он поставил на научную основу утверждение, написанное на кольце царя Соломона: "и это пройдет".
Теория Канемана утверждает, что практически ни одна мысль, целиком занимающая сознание сейчас, не будет так же важна через год.
Это подтверждается исследованиями, что нет разницы в ежедневном настрое миллионера и работяги с оплатой 500$ в месяц. А жители Калифорнии, где 300 дней в году светит солнце, в среднем не более счастливы, чем жители Заполярья.
А какие открытия для себя совершили Вы? Делитесь в комментариях!
____________________________________________________
Понравилась статья? Ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал!
Хотите получить профессиональный совет? Напишите мне в WhatsApp по номеру +7 (985) 972-27-37 или на электронную почту info@elenariche.ru и Мы вместе качественно проработаем любые волнующие темы.
Хотите рассказать о своей ситуации и получить профессиональный комментарий на страницах блога? Задать вопрос? Предложить тему? Пишите! Анонимность гарантирована.