Всегда приятно получить письмо от вежливого человека. Он тебя и поприветствует, и по имени обратится, и деликатно изложит суть. И попрощается не менее этично, доставляя тебе радость общения. Вот только с последним иногда загвоздка: бывает, что концовка не сочетается с общим впечатлением от переписки.
Поймёте, что не так в этом примере?
«Здравствуйте, Мария! Вы очень многое знаете о животных, поэтому прошу Вас ответить на один вопрос. Можете рассказать, почему кошки тыгыдыкают по ночам?
Заранее спасибо»
У фразы в конце могут быть варианты: «заранее благодарю», «спасибо за ответ» или более провокационное «благодарю за быстрый ответ».
В приведённом мной примере прячутся сразу две манипуляции.
Манипуляция первая
Первую условно можно назвать «вы же профессионал», или «назвался груздем, полезай в кузов». Намёк на то, что человек хорошо разбирается в каком-то вопросе, содержит в себе уверенность, что по этой причине он обязан ответить. Иначе его профессиональные качества вызывают сильные сомнения: «вы же не хотите меня разочаровать?».
Манипуляция вторая
Вторая манипуляция прячется в той самой концовке «заранее спасибо». Она портит впечатление от аккуратного вопроса «можете ли вы...», поскольку подразумевает обязанность ответить вне зависимости от возможности.
Человек ещё не решил, может или не может он рассказать вам о кошках. Вдруг у него нет времени, завал на работе, на плите убегает суп или вообще он лежит в постели с высокой температурой. И теперь он чувствует себя неприятно: и на ответ сил нет, и ощущение, что он подводит собеседника, тоже не добавляет радости.
А концовка с уточнением «спасибо за быстрый ответ» вообще напоминает пинок под мягкое место. Мы не только обязываем человека ответить, но и торопим его сделать это как можно скорее.
Да, вы могли вообще не вкладывать никаких ожиданий в своё письмо. Вы просто хотели написать очень вежливое обращение, используя устоявшиеся шаблоны. Но нельзя предугадать, что почувствует ваш собеседник, прочитав такое послание.
Что же делать?
Позаботиться о комфорте собеседника и исключить фразу «заранее благодарю». Лучше замените её на что-то более конкретное: «прошу Вас ответить на вопрос, поскольку это нужно для такой-то цели» или «Вы мне очень поможете, если найдёте время на ответ». И вежливо, и никаких манипуляций.