Консультационным центром и Консультационными пунктами для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» в 2022 году проконсультировано 5408 потребителей по вопросам продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг в различных секторах потребительского рынка. По телефону получили консультации 82,1% потребителей, на личном приеме проконсультировано 14,3% потребителей, с использованием электронных коммуникаций проконсультировано 3,5%.
В целях оказания юридической помощи потребителям в отношении продавцов товаров и исполнителей услуг подготовлено 776 проектов документов (претензии, исковые заявления в судебные органы, обращения в органы надзора).
Консультации при продаже товаров в 2022 году по сравнению с предыдущим отчетным периодом снизились на 3,7% и составили от общего количества 70%, консультации при оказании услуг и выполнении работ остались на прежнем уровне и составили 30%.
По структуре обращений при продаже товаров, консультации по продовольственной группе товаров составляют 10,3%, рост на 13,5%. Из непродовольственной группы товаров больше всего дано консультаций: по технически-сложным товарам, в т.ч. бытового назначения 25,2%, мобильным телефонам 12,8%, одежде 11,2%, обуви 9,4%, по продаже товаров дистанционным способом 5,5%, мебели 3,6%, парфюмерно-косметическим товарам 2,3%, на строительные материалы и изделия 2%, менее 2% составили обращения по продаже лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения 1,7%, на изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней 1.3%, менее 1% составили обращения по продаже пластиковых и иных окон 0,9%, игрушек 0,8%, качество дверей 0,6% и 12% составляют консультации на прочие товары (автозапчасти, книги, подарочные сертификаты, цветы и т.д.). Проведенный анализ показывает по сравнению с 2021 годом снижение обращений потребителей на технически-сложные товары и мобильные телефоны на 1,2% и 2,9% соответственно. При этом рост количества обращений на некачественную одежду и обувь, либо неправомерный отказ в удовлетворении требований потребителей на 2,5% и 1,6% соответственно.
При оказании услуг и выполнении различных работ наибольший объем составляют консультации по финансовым услугам 24,3%, бытовым услугам 22%, жилищно-коммунальным услугам 18,7%, медицинским 7,9%, образовательным 7,3%, при оказании услуг общественного питания 6,2%, транспортным 6%, туристским 4,4%, услугам связи 2,3% и долевому строительству 0,9%. В отчетном периоде значительно увеличилось количество обращений по бытовым услугам на 2,6%, финансовым услугам увеличение на 2,3%, услуги связи на 1,7%, количество обращений при предоставлении жилищно-коммунальных услуг сократилось на 1,5%. По всем вопросам потребителям даны консультации и разъяснения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В целях повышения правовой грамотности населения республики по вопросам защиты прав потребителей проводилось тематическое консультирование потребителей, была организована работа 198 тематических «горячих линий», в ходе которых потребителям даны ответы и разъяснения законодательства по интересующим их вопросам.
В рамках просветительской деятельности организовано и проведено 907 мероприятий по информированию потребителей. Публичные мероприятия проводились путем проведения бесед, лекций, круглых столов с потребителями и представителями бизнес-сообщества, в т.ч. при осуществлении образовательной деятельности Учреждения на курсах гигиенического обучения. Всего на публичных мероприятиях приняло участие 12705 слушателей.
Осуществлялось взаимодействие с муниципальными образованиями в районах республики по размещению информационных материалов по вопросам защиты прав потребителей на сайтах органов местного самоуправления. В отчетном периоде подготовлено и размещено 1705 публикаций и выступлений по различным вопросам в сфере защиты прав потребителей, в т.ч. об изменениях в законодательстве в области защиты прав потребителей.
В целях эффективного информирования населения республики разработано 73 информационных материала в виде памяток. В различных ведомствах, организациях и предприятиях оформлено 2588 информационных стендов и «Уголков для потребителя» по вопросам защиты прав потребителей. Среди населения республики распространено около 14000 памяток по вопросам защиты прав потребителей.
Оказание консультативной помощи населению по вопросам защиты прав потребителей является одним из основных направлений деятельности Консультационного центра и Консультационных пунктов для потребителей.
Для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по телефонам:
- Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора 8 800 555 49 43 (круглосуточно, звонок бесплатный);
- Консультационного центра для потребителей 8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17 (в рабочее время), E-mail: zpp_cgebur@mail.ru;
- Консультационных пунктов для потребителей:
- в Баргузинском районе 8 (301-31) 41-3-77;
- в Джидинском районе 8 (301-34) 41-6-20;
- в Заиграевском районе 8 (301-36) 42-6-55;
- в Кабанском районе 8 (301-38) 40-3-91;
- в Мухоршибирском районе 8 (301-33) 41-6-24;
- в Северобайкальском районе 8 (301-30) 2-14-01;
- в Селенгинском районе 8 (301-45) 43-7-26;
- в Хоринском районе 8 (301-48) 22-5-95.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» напоминает. Справочник потребителя с примерными формами документов, памятки, актуальные сведения об основных нормативно-правовых актах в сфере защиты прав потребителей, результаты контрольно-надзорных мероприятий, сведения о продукции, несоответствующей требованиям законодательства, судебная практика и другая необходимая информация для потребителей размещены на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП) http://zpp.rospotrebnadzor.ru.