Я неоднократно уже рассказывал о проблемах, с которыми сталкивается чайная индустрия Дарджилинга — самого знаменитого чайного региона Индии. Если все очень сильно упрощать, то и производство дарджилинга постоянно снижается, и спрос на него падает, и качество вызывает некоторые вопросы. Для обычных потребителей все эти сложности превращают поиск интересного дарджилинга, в котором вкуса и аромата будет больше чем слов, в задачу настолько муторную, что на нее часто легче забить, чем запариться.
Ну и вот, значит, индийский Business Standard разобрал ситуацию с дарджилинговым кризисом по полочкам. Полочек этих получилось пять: изменение климата, падение спроса, кадровые проблемы, непальский чай и чайный туризм. Причем каждый из факторов, определяющих современную сложную ситуацию в Дарджилинге, имеет две стороны — внешнюю, на которую никто в Дарджилинге повлиять не может, и внутреннюю, которая связана с органическими проблемами самого региона.
Проще всего проиллюстрировать эту двойственность проблем на климатическом примере. Ну потому что, с одной стороны, изменение климата — это объективная реальность. Острее всего, насколько я помню, Дарджилинг переживает изменение характера выпадения дождей — грубо говоря, при примерно неизменном среднем уровне осадков структура их выпадения сильно изменилась и стала дискомфортной для чайных кустов. Но при этом самый очевидный способ компенсации изменения структуры и динамики дождевой нагрузки — использование более приспособленных сортов чайного куста — в Дарджилинге используется еле-еле. Да и вообще с обновлением чайных плантаций там беда.
Ровно такая же тема со спросом. С одной стороны, он объективно снижается. Но это не заговор и не злодейство, а естественный рыночный процесс. Свою репутацию на международном рынке Дарджилинг наработал в те времена, когда у него, фактически, не было конкурентов — это был первый глобальный чай с выраженной терруарностью и миллезимностью и с яркими сенсорными маркерами. И долгое время — единственный. А сейчас хорошего чая на рынке вагон — и пытаться продвигать дарджилинг на уверенности в том, что это лучший чай в мире, довольно глупо. Тем не менее, его до сих пор продвигают именно так. Как будто все кругом просто дураки и ничего не понимают. И им просто надо объяснить.
Кадровые проблемы региона — это вообще отдельная тема. Система организации чайной индустрии Дарджилинга, напомню, изначально является колониальной. И построена на представлении о том, что если империя видит цель, то она не видит препятствий. Поэтому при обеспечении плантаций Дарджилинга рабочей силой были приняты решения, которые регион расхлебывает до сих пор. Во-первых, туда в XIX веке переселили людей с территории современного Непала. И теперь среди потомков этих людей довольно успешно разыгрывается карта гуркхского сепаратизма со всеми вытекающими последствиями — политической нестабильностью, межэтническими конфликтами и романтическим идиотизмом в стиле «вот отделимся и будем всему миру задорого продавать Дарджилинг, его же все любят».
Во-вторых, когда Дарджилинг в XIX веке заселялся рабочей силой, никого особо не волновал сезонный характер работ на плантациях. Наоборот, это было удобно, что рабочая сила всегда есть под рукой и когда лист созрел ее быстренько можно согнать на уборку. А чем эта рабочая сила живет в промежутках между работой на плантациях, мало кого волновало. В настоящее же время, когда вдруг оказалось, что рабочая сила — это тоже люди, которым нужно чем-то зарабатывать на жизнь в межсезонье, которым нужно социальное обеспечение, инфраструктура и все остальное человеческое, между сезонным характером работ на плантациях и постоянной жизнью людей рядом с этими плантациями возникло острое социально-экономическое противоречие. И люди из региона, естественно, бегут туда, где работа есть всегда, а не четыре раза в год — основным направлением миграции являются страны Персидского залива.
Фактически, система хозяйствования в Дарджилинге требует полной реорганизации. А плантации — обновления. И маркетинг — переосмысления и приложения мозгов. В такой ситуации любому нормальному владельцу чайного сада гораздо проще забить на выращивание и производство чая и открыть в живописных предгорьях Гималаев дорогой бордель с видом на носорогов или семейный отель с вечерними чаепитиями и рассказами о лучшем в мире чае. Так что чайный туризм, который индийские коллеги называют проблемой для чайной индустрии региона, для адекватного владельца чайного сада является не проблемой, а наиболее рациональным ее решением.
Ну и в качестве вишенки на торте ко всем этим заковыкам выступает Непал — который работает ровно в той же стилистической нише, в том же регионе и с тем же наследием, что и Дарджилинг. И умудряется выводить на рынок чаи сравнимого с дарджилингом качества и по более привлекательной цене. Прямо намекая на то, что далеко не все проблемы дарджилинга от климата, тяжелого колониального наследия и гадких потребителей, не понимающих, какой чай нужно покупать.