Китай – это многоконфессиональная страна, являющаяся родиной различных учений и религий и ассимилировавшая на своей территории верования других государств. Особое место в жизни китайцев занимает даосизм, который считается национальной религией Китая. Он возник в V веке до нашей эры с учением философа Лао-цзы (老子,VI–V вв. до н. э.), по приданию написавшего даосский трактат «Дао-дэ цзин» (Книга пути и достоинства, 道德经), хотя некоторые его концепции и практики существовали ещё раньше, будучи частью древних народных верований китайцев. На протяжении всей истории Поднебесной, даосизм постоянно взаимодействовал с другими религиозными учениями, в частности с конфуцианством и мировым буддизмом, и, несомненно, претерпевал изменения под их влиянием. В данной статье я расскажу вам, как это взаимодействие происходило и к чему привело.
Даосизм и народные верования
Несмотря на то, что даосизм считается национальной религией Китая, его отношение к народным верованиям и культам не совсем однозначное. Для народной религии характерны почитание «светоносных духов» (шэнь-мин,神明), наличие медиумических и шаманских практик, понятия об одержимости, осуществление непосредственного контакта с духами.
Многое из народных верований даосизм не признаёт, относя те или иные практики к категории «непристойных культов». Отечественный даолог Е.А. Торчинов выделил основные черты «непристойных культов», которые особенно критикуются и не воспринимаются даосизмом:
* молитвы
* кровавые жертвоприношения
* наличие в пантеоне неканонизированных злостных божеств, нуждающихся в задабривании
* шаманы и шаманки, предсказывающие будущее
* проведение искупительных ритуалов с целью исцеления любых болезней.
Для адептов даосизма поклонение божествам народных верований считалось «ересью», а сами божества назывались «вульгарными», «бесовскими», «нечестивыми душами умерших», не заслуживающих никаких почестей. В даосской традиции объектами поклонения могут быть только эманации или ипостаси Дао и в определенные дни – собственные предки.
Из вышесказанного создаётся впечатление, будто даосизм рассматривал народные верования как противоположные себе и критически относился к любым проявлениям «ереси». Однако примечателен и тот факт, что даосизм в то же время поощрял определенные культы (культы Неба, Земли, священных гор, рек, домашнего очага) и черпал из них «материал», дополняя свой собственный пантеон многочисленными народными божествами или расширяя даосские религиозные практики практиками, изначально им не осуществлявшимися. Вдобавок, народные верования также осуществляли взаимный «обмен» и приспосабливали к себе даосские формы. Например, известный и высоко чтимый алхимик Лю Хайчань из даосизма превратился в отрока Лю Хара из свиты бога богатства.
Таким образом, даосизм и народные верования – понятия не отождествляемые, но и не категорически противоположные. На протяжении многих веков эти религии претерпевали взаимодействие и взаимовлияние, никогда не растворяясь одна в другой.
Из всех китайских (и пришедших в Китай иноземных, как, например, буддизм) религий только судьба даосизма так тесно переплелась с народными верованиями, поскольку во многом он вышел из их недр.
Торчинов. Е.А. Даосизм. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 32
Даосизм и конфуцианство
Говоря о взаимодействии даосизма и конфуцианства, следует, в первую очередь, отметить изначальную противоречивость главных идей двух философий. Согласно даосской концепции осуществления дао-пути, человек должен стремиться к простоте и естественности. Кроме того, в древнем и самом почитаемом даосском трактате «Дао-дэ цзин» предлагаются конкретные действия по тому, как развить или сохранить в себе эти качества.
Когда будут устранены мудрствование и ученость, народ будет счастливее во сто крат (гл. 19).
Лао-цзы. Дао дэ цзин / пер. и прим. Ян Хин-Шуна. СПб.: Лениздат, 2013. С. 29.
Другими словами, Лао-цзы призывает отказаться от увеличения знаний. Он пишет: «в древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний» (гл. 65). Данный фрагмент ярко иллюстрирует, насколько представления даосизма и конфуцианства касательно учености населения Поднебесной противоположны другу. Конфуций (孔子, VI–V вв. до н. э.) старался привести страну к процветанию, просвещая людей, взращивая в молодежи стремление к получению государственной должности, он считал, что только благородные мужи, обладающие высоким интеллектом, способны гармонизировать разрозненное общество, погрязшее в жестокости и несправедливости. Лао-цзы же наоборот видел в образованности народа корень всех несчастий.
Приведенная выше причина конфликта двух философий была особенно актуальна в период появления учения Лао-цзы и учения Конфуция – V век до нашей эры. С того времени и до III века до нашей эры даосизм старался сделать концепции своего учения ведущими в жизни китайского народа, однако раз за разом «проигрывал» конфуцианству, доктрины которого виделись китайцам более привлекательными. В связи с этим даосизму приходилось постоянно изменяться, приспосабливаться к уже существовавшей и прочно сложившейся системе религиозно-этических норм и институтов. Конфуцианство побудило даосизм эволюционировать и, можно сказать, стало одной из главных причин зарождения даосской религии из философии.
Вышесказанное можно проиллюстрировать примером из истории. В эпоху династии Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.) конфуцианство было утверждено в качестве основной идеологии. Это значило, что все остальные философские учения должны были отойти, так сказать, «на задний план». Даосизм могла постигнуть участь притесненного учения, и чтобы этого избежать, даосские последователи начали искать способ заинтересовать ханьских властителей. Так как философия Конфуция оказалась в привилегированном положении, даосы уже не могли представить ханьским «верхам» своё видение мира, поэтому переосмыслили собственное учение, встав на путь создания полноценной религии. Поиски бессмертия, несомненно, привлекли императоров и высокопоставленных чиновников, а синтез народных верований и культов нашел поддержку среди простых людей. Так благодаря тому «вызову», который конфуцианство бросило даосизму, родилась даосская религия – народная религия Китая.
Впоследствии оба учения стали равноправно существовать в Поднебесной, поскольку они регламентировали разные сферы жизни. Конфуцианство отвечало за общественные нормы, этикет и церемонии, даосизм же являлся частью духовной стороны китайцев, своими идеями подпитывал и олицетворял их внутреннее «я».
Даосизм и буддизм
Отечественный культуролог Васильев Л.С. в книге «Культы, религии, традиции в Китае» отмечает: «более развитая и интеллектуально насыщенная доктрина буддизма многое сделала для обогащения даосской теории, организации форм культа и литургии религиозного даосизма, тогда как даосизм оказал буддизму неоценимую услугу тем, что помог ему акклиматизироваться на китайской почве». Проникая на территорию Китая, буддизм находил отклик в сердцах людей, потому что многое в нём напоминало концепции даосизма. Например, буддистская нирвана схожа с представлениями даосов о недеянии (у-вэй, 无畏), а идея перерождения могла олицетворять идею трансформации даосского адепта в бессмертного. Поэтому даосизм неустанно черпал из буддизма то, что помогло бы ему стать организованной религией: моральные запреты («не убивать живых существ», «не пить вина», «не воровать» и проч.), формирование представления о строгом, многоуровневом пантеоне божеств, расширение медитативных и дыхательных практик с целью обрести бессмертие и т.д.
Чтобы объяснить народу, почему же в даосском учении так много от буддизма, даосские теоретики написали легенду о Лао-цзы и Будде, в которой говорится, что великий даосский философ в конце своей жизни ушёл в Индию, явился матери принца Сиддхартхи Гаутамы и чудесным образом оплодотворил её, в результате чего на свет родился Будда. Эта легенда вызвала у буддистов всплеск негодования, они были поражены тем, как коварно поступили даосы с их учением, однако повлиять на случившееся уже никак не могли: сказание было принято китайским народом, и теперь все заимствования даосов у буддистов объяснялись генетической общностью обоих учений.
Наиболее сильное влияние со стороны буддизма даосизм претерпевает в эпохи династий Суй (VI–VII вв.) и Тан (VII–X вв.). Одной из самых ярких традиций, которые даосизм вбирает в себя из буддизма в то время, является формирование института монашества. Добуддистский даосизм отрицал идеи целомудрия и безбрачия. Для него эти понятия являлись неприемлемыми, поскольку такие действия со стороны людей противоречат естественности, законам Неба и Земли. Как пишет Е.А. Торчинов, ссылаясь на китайского исследователя Ван Мина: «целомудренный мужчина – это тот, кто не распространяет своё семя, а целомудренная женщина – это та, что не превращает его в новую жизнь. Если бы мужское и женское не вступали бы в союз, то все роды живых существ исчезли бы».
Однако в эпоху Тан эти устои пошатнулись. Многие даосские школы, как, например, школа Совершенной Истины (Цюаньчжэнь, 全真教), стали продвигать монашескую жизнь в качестве одного из способов обретения бессмертия. В школе Высшей Чистоты (Шанцин, 上清派) от адепта требовалось сохранение целомудрия, чтобы впоследствии, обретя дао (путь, 道), он смог заключить духовный брак с небесным бессмертным. Постепенно на территории Китая начали появляться даосские монастыри, в которых жизнь монахов, взаимодействие их с другими представителями общины и противоположным полом строго контролировались. Как пишет немецкая исследовательница Ливия Кон в монографии «Введение в даосизм»: «мужчины и женщины должны предотвращать любые привязанности и избегать контакта друг с другом. Если они никогда не увидят привлекательного для себя представителя противоположного пола, их умы не помутятся».
Однако обет монашества не был для адептов даосизма официальной доктриной, исполнение которой являлось бы обязательным при осуществлении дао-пути. Значительная часть даосского духовенства продолжала вести семейную жизнь. Учитывая, что в некоторых школах сан высшего духовенства передавался по наследству (например, в школах Истинного Единства (Чжэнъидао, 正一道) и Небесных Наставников (Тяньшидао, 天師道)), создание семьи считалось обязательным. Вдобавок, даосская философия изначально немало внимания уделяла сексуальным практикам, поскольку для обретения долголетия или в идеальном случае – бессмертия, была необходима взаимосвязь мужского и женского начал. Далеко не все адепты даосизма, живя по законам дао-пути и следуя древним философским концепциям, могли отказаться от сексуальных практик. Поэтому монашество всегда оставалось для даосской традиции маргинальным, даже в эпоху расцвета даосизма количество даосских монастырей было намного меньше, чем буддистских.
Таким образом, мы видим, что между буддизмом и даосизмом существует крепкая связь, образовавшаяся ещё с момента появления буддизма на территории Поднебесной. Даосская традиция, дополняясь концепциями буддийского учения, не только сама становилась целостной и оформленной религией, но и позволяла буддизму приблизиться к китайскому народу.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. даосизм, вышедший из среды народных культов, сохранил в своей традиции некоторые народные практики, однако в основном относится к «шаманским» верованиям недоброжелательно, причисляя их к категории «ереси».
2. изначальная противоречивость двух философий, даосской и конфуцианской, дала толчок к оформлению даосизма как религии, не вступающей в конфликт с общепринятой идеологией конфуцианства.
3. даосизм поддался влиянию буддизма и перенял из него немало концепций и догм, тем самым становясь более целостной и оформленной религией. В свою очередь даосизм помог буддизму укрепиться на территории Китая.
4. даосизм – открытый и универсальный, он способен воспринимать «материал» других учений и легко ассимилировать его внутри себя.
Спасибо за внимание!
Источники на русском языке:
1. Васильев Л.С. Культы, традиции, религии в Китае. М.: Восточная литература РАН, 2001. – 488 с;
2. Лао-цзы. Дао дэ цзин. / пер. и прим. Ян Хин-Шуна. СПб.: Лениздат, 2013. – 192 с;
3. Переломов Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. - XXI в.). М.: Стилсервис, 2009. – 704 с;
4. Торчинов. Е.А. Даосизм. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. – 310 с;
Источники на английском языке:
1. Livia Kohn. Introducing Daoism. USA, Journal of Buddhist Ethics Online Books, 2008. – 269 p.