Найти в Дзене
Интересно о Китае

Взаимодействие даосизма с другими религиозными и философскими учениями в Китае

Оглавление

Китай – это многоконфессиональная страна, являющаяся родиной различных учений и религий и ассимилировавшая на своей территории верования других государств. Особое место в жизни китайцев занимает даосизм, который считается национальной религией Китая. Он возник в V веке до нашей эры с учением философа Лао-цзы (老子,VI–V вв. до н. э.), по приданию написавшего даосский трактат «Дао-дэ цзин» (Книга пути и достоинства, 道德经), хотя некоторые его концепции и практики существовали ещё раньше, будучи частью древних народных верований китайцев. На протяжении всей истории Поднебесной, даосизм постоянно взаимодействовал с другими религиозными учениями, в частности с конфуцианством и мировым буддизмом, и, несомненно, претерпевал изменения под их влиянием. В данной статье я расскажу вам, как это взаимодействие происходило и к чему привело.

Даосизм и народные верования

Несмотря на то, что даосизм считается национальной религией Китая, его отношение к народным верованиям и культам не совсем однозначное. Для народной религии характерны почитание «светоносных духов» (шэнь-мин,神明), наличие медиумических и шаманских практик, понятия об одержимости, осуществление непосредственного контакта с духами.

Богиня Нюйва (шэнь-мин, 神明) чинит небо. Автор: Yu Guzhen
Богиня Нюйва (шэнь-мин, 神明) чинит небо. Автор: Yu Guzhen

Многое из народных верований даосизм не признаёт, относя те или иные практики к категории «непристойных культов». Отечественный даолог Е.А. Торчинов выделил основные черты «непристойных культов», которые особенно критикуются и не воспринимаются даосизмом:
* молитвы
* кровавые жертвоприношения
* наличие в пантеоне неканонизированных злостных божеств, нуждающихся в задабривании
* шаманы и шаманки, предсказывающие будущее
* проведение искупительных ритуалов с целью исцеления любых болезней.

Для адептов даосизма поклонение божествам народных верований считалось «ересью», а сами божества назывались «вульгарными», «бесовскими», «нечестивыми душами умерших», не заслуживающих никаких почестей. В даосской традиции объектами поклонения могут быть только эманации или ипостаси Дао и в определенные дни – собственные предки.

Паньгу (относится к "светоносным духам" шэнь-мин) отделяет небо от земли. Автор: Yu Guzhen
Паньгу (относится к "светоносным духам" шэнь-мин) отделяет небо от земли. Автор: Yu Guzhen

Из вышесказанного создаётся впечатление, будто даосизм рассматривал народные верования как противоположные себе и критически относился к любым проявлениям «ереси». Однако примечателен и тот факт, что даосизм в то же время поощрял определенные культы (культы Неба, Земли, священных гор, рек, домашнего очага) и черпал из них «материал», дополняя свой собственный пантеон многочисленными народными божествами или расширяя даосские религиозные практики практиками, изначально им не осуществлявшимися. Вдобавок, народные верования также осуществляли взаимный «обмен» и приспосабливали к себе даосские формы. Например, известный и высоко чтимый алхимик Лю Хайчань из даосизма превратился в отрока Лю Хара из свиты бога богатства.

Водный дух Шуэй-шэн. Автор: Yu Guzhen
Водный дух Шуэй-шэн. Автор: Yu Guzhen

Таким образом, даосизм и народные верования – понятия не отождествляемые, но и не категорически противоположные. На протяжении многих веков эти религии претерпевали взаимодействие и взаимовлияние, никогда не растворяясь одна в другой.

Из всех китайских (и пришедших в Китай иноземных, как, например, буддизм) религий только судьба даосизма так тесно переплелась с народными верованиями, поскольку во многом он вышел из их недр.

Торчинов. Е.А. Даосизм. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 32

Даосизм и конфуцианство

Говоря о взаимодействии даосизма и конфуцианства, следует, в первую очередь, отметить изначальную противоречивость главных идей двух философий. Согласно даосской концепции осуществления дао-пути, человек должен стремиться к простоте и естественности. Кроме того, в древнем и самом почитаемом даосском трактате «Дао-дэ цзин» предлагаются конкретные действия по тому, как развить или сохранить в себе эти качества.

Когда будут устранены мудрствование и ученость, народ будет счастливее во сто крат (гл. 19).
Лао-цзы. Дао дэ цзин / пер. и прим. Ян Хин-Шуна. СПб.: Лениздат, 2013. С. 29.

Статуя Конфуция возле музея Конфуция, городской уезд Цюйфу (городского округа Цзинин провинции Шаньдун)
Статуя Конфуция возле музея Конфуция, городской уезд Цюйфу (городского округа Цзинин провинции Шаньдун)

Другими словами, Лао-цзы призывает отказаться от увеличения знаний. Он пишет: «в древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний» (гл. 65). Данный фрагмент ярко иллюстрирует, насколько представления даосизма и конфуцианства касательно учености населения Поднебесной противоположны другу. Конфуций (孔子, VI–V вв. до н. э.) старался привести страну к процветанию, просвещая людей, взращивая в молодежи стремление к получению государственной должности, он считал, что только благородные мужи, обладающие высоким интеллектом, способны гармонизировать разрозненное общество, погрязшее в жестокости и несправедливости. Лао-цзы же наоборот видел в образованности народа корень всех несчастий.

Конфуций с учениками. Автор 菠萝爱画画
Конфуций с учениками. Автор 菠萝爱画画

Приведенная выше причина конфликта двух философий была особенно актуальна в период появления учения Лао-цзы и учения Конфуция – V век до нашей эры. С того времени и до III века до нашей эры даосизм старался сделать концепции своего учения ведущими в жизни китайского народа, однако раз за разом «проигрывал» конфуцианству, доктрины которого виделись китайцам более привлекательными. В связи с этим даосизму приходилось постоянно изменяться, приспосабливаться к уже существовавшей и прочно сложившейся системе религиозно-этических норм и институтов. Конфуцианство побудило даосизм эволюционировать и, можно сказать, стало одной из главных причин зарождения даосской религии из философии.

Изображение одного из шести конфуцианских искусств - этикета. Изображение из интернета, автор не найден.
Изображение одного из шести конфуцианских искусств - этикета. Изображение из интернета, автор не найден.

Вышесказанное можно проиллюстрировать примером из истории. В эпоху династии Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.) конфуцианство было утверждено в качестве основной идеологии. Это значило, что все остальные философские учения должны были отойти, так сказать, «на задний план». Даосизм могла постигнуть участь притесненного учения, и чтобы этого избежать, даосские последователи начали искать способ заинтересовать ханьских властителей. Так как философия Конфуция оказалась в привилегированном положении, даосы уже не могли представить ханьским «верхам» своё видение мира, поэтому переосмыслили собственное учение, встав на путь создания полноценной религии. Поиски бессмертия, несомненно, привлекли императоров и высокопоставленных чиновников, а синтез народных верований и культов нашел поддержку среди простых людей. Так благодаря тому «вызову», который конфуцианство бросило даосизму, родилась даосская религия – народная религия Китая.

Изображение одного из шести конфуцианских искусств - каллиграфии. Изображение из интернета, автор не найден.
Изображение одного из шести конфуцианских искусств - каллиграфии. Изображение из интернета, автор не найден.

Впоследствии оба учения стали равноправно существовать в Поднебесной, поскольку они регламентировали разные сферы жизни. Конфуцианство отвечало за общественные нормы, этикет и церемонии, даосизм же являлся частью духовной стороны китайцев, своими идеями подпитывал и олицетворял их внутреннее «я».

Даосизм и буддизм

Отечественный культуролог Васильев Л.С. в книге «Культы, религии, традиции в Китае» отмечает: «более развитая и интеллектуально насыщенная доктрина буддизма многое сделала для обогащения даосской теории, организации форм культа и литургии религиозного даосизма, тогда как даосизм оказал буддизму неоценимую услугу тем, что помог ему акклиматизироваться на китайской почве». Проникая на территорию Китая, буддизм находил отклик в сердцах людей, потому что многое в нём напоминало концепции даосизма. Например, буддистская нирвана схожа с представлениями даосов о недеянии (у-вэй, 无畏), а идея перерождения могла олицетворять идею трансформации даосского адепта в бессмертного. Поэтому даосизм неустанно черпал из буддизма то, что помогло бы ему стать организованной религией: моральные запреты («не убивать живых существ», «не пить вина», «не воровать» и проч.), формирование представления о строгом, многоуровневом пантеоне божеств, расширение медитативных и дыхательных практик с целью обрести бессмертие и т.д.

Автор: Xrayshao叉叉
Автор: Xrayshao叉叉

Чтобы объяснить народу, почему же в даосском учении так много от буддизма, даосские теоретики написали легенду о Лао-цзы и Будде, в которой говорится, что великий даосский философ в конце своей жизни ушёл в Индию, явился матери принца Сиддхартхи Гаутамы и чудесным образом оплодотворил её, в результате чего на свет родился Будда. Эта легенда вызвала у буддистов всплеск негодования, они были поражены тем, как коварно поступили даосы с их учением, однако повлиять на случившееся уже никак не могли: сказание было принято китайским народом, и теперь все заимствования даосов у буддистов объяснялись генетической общностью обоих учений.

Наиболее сильное влияние со стороны буддизма даосизм претерпевает в эпохи династий Суй (VI–VII вв.) и Тан (VII–X вв.). Одной из самых ярких традиций, которые даосизм вбирает в себя из буддизма в то время, является формирование института монашества. Добуддистский даосизм отрицал идеи целомудрия и безбрачия. Для него эти понятия являлись неприемлемыми, поскольку такие действия со стороны людей противоречат естественности, законам Неба и Земли. Как пишет Е.А. Торчинов, ссылаясь на китайского исследователя Ван Мина: «целомудренный мужчина – это тот, кто не распространяет своё семя, а целомудренная женщина – это та, что не превращает его в новую жизнь. Если бы мужское и женское не вступали бы в союз, то все роды живых существ исчезли бы».

Однако в эпоху Тан эти устои пошатнулись. Многие даосские школы, как, например, школа Совершенной Истины (Цюаньчжэнь, 全真教), стали продвигать монашескую жизнь в качестве одного из способов обретения бессмертия. В школе Высшей Чистоты (Шанцин, 上清派) от адепта требовалось сохранение целомудрия, чтобы впоследствии, обретя дао (путь, 道), он смог заключить духовный брак с небесным бессмертным. Постепенно на территории Китая начали появляться даосские монастыри, в которых жизнь монахов, взаимодействие их с другими представителями общины и противоположным полом строго контролировались. Как пишет немецкая исследовательница Ливия Кон в монографии «Введение в даосизм»: «мужчины и женщины должны предотвращать любые привязанности и избегать контакта друг с другом. Если они никогда не увидят привлекательного для себя представителя противоположного пола, их умы не помутятся».

Буддийский храм Цзиньшань в Чжэньцзяне (镇江金山寺)
Буддийский храм Цзиньшань в Чжэньцзяне (镇江金山寺)

Однако обет монашества не был для адептов даосизма официальной доктриной, исполнение которой являлось бы обязательным при осуществлении дао-пути. Значительная часть даосского духовенства продолжала вести семейную жизнь. Учитывая, что в некоторых школах сан высшего духовенства передавался по наследству (например, в школах Истинного Единства (Чжэнъидао, 正一道) и Небесных Наставников (Тяньшидао, 天師道)), создание семьи считалось обязательным. Вдобавок, даосская философия изначально немало внимания уделяла сексуальным практикам, поскольку для обретения долголетия или в идеальном случае – бессмертия, была необходима взаимосвязь мужского и женского начал. Далеко не все адепты даосизма, живя по законам дао-пути и следуя древним философским концепциям, могли отказаться от сексуальных практик. Поэтому монашество всегда оставалось для даосской традиции маргинальным, даже в эпоху расцвета даосизма количество даосских монастырей было намного меньше, чем буддистских.

Буддийский комплекс Баодин близ Чунцина.
Буддийский комплекс Баодин близ Чунцина.

Таким образом, мы видим, что между буддизмом и даосизмом существует крепкая связь, образовавшаяся ещё с момента появления буддизма на территории Поднебесной. Даосская традиция, дополняясь концепциями буддийского учения, не только сама становилась целостной и оформленной религией, но и позволяла буддизму приблизиться к китайскому народу.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. даосизм, вышедший из среды народных культов, сохранил в своей традиции некоторые народные практики, однако в основном относится к «шаманским» верованиям недоброжелательно, причисляя их к категории «ереси».

2. изначальная противоречивость двух философий, даосской и конфуцианской, дала толчок к оформлению даосизма как религии, не вступающей в конфликт с общепринятой идеологией конфуцианства.

3. даосизм поддался влиянию буддизма и перенял из него немало концепций и догм, тем самым становясь более целостной и оформленной религией. В свою очередь даосизм помог буддизму укрепиться на территории Китая.

4. даосизм – открытый и универсальный, он способен воспринимать «материал» других учений и легко ассимилировать его внутри себя.

Спасибо за внимание!

Лао-цзы. Автор 张明弘
Лао-цзы. Автор 张明弘

Источники на русском языке:

1. Васильев Л.С. Культы, традиции, религии в Китае. М.: Восточная литература РАН, 2001. – 488 с;

2. Лао-цзы. Дао дэ цзин. / пер. и прим. Ян Хин-Шуна. СПб.: Лениздат, 2013. – 192 с;

3. Переломов Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. - XXI в.). М.: Стилсервис, 2009. – 704 с;

4. Торчинов. Е.А. Даосизм. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. – 310 с;

Источники на английском языке:

1. Livia Kohn. Introducing Daoism. USA, Journal of Buddhist Ethics Online Books, 2008. – 269 p.