Когда малыш переходит на новую ступень своего развития, меняется не только его мышление, но и социальная среда, в которой он растёт и развивается. Родители ждут от ребёнка новых достижений, знаний и умений, становятся более требовательными в отношении детской самостоятельности, поведения, соблюдения правил и ограничений.
Адаптационный период – переход между этапами развития, и то, как он проходит в целом, определяет будущее отношение ребёнка к садику, школе и свою самоидентификацию в этой сфере.
Подробнее об адаптации.
На этапе адаптации именно семья становится для маленькой личности поддержкой или, наоборот, негативным фактором, мешающим наладить взаимоотношения в новом коллективе, приспособиться к новому режиму и условиям жизни.
Как родители мешают адаптации ребёнка.
Выделяют три проблемы взаимоотношений родителей и детей, которые мешают нормальной адаптации ребёнка в школе и в детском саду:
• двойственные чувства – с одной стороны, мама выстраивает глубокую эмоциональную связь с ребёнком, что заставляет её эмоционально переживать за него и любить всем сердцем. С другой стороны, приход малыша в коллектив формирует у родителей необходимость сравнивать его с другими детьми и оценивать его достижения;
• авторитаризм мамы – выражается в усилении контроля и установлении более высоких планок, что приводит к повышению инфантильности и безответственности ребёнка школьного возраста. В отношении малышей, которые стали посещать детский сад, мамы часто используют фразу «Ещё слишком мал, поэтому не справляется» и тем самым выстраивают в своей голове образ неудачника, а затем проецируют его на сына или дочь;
• мамины требования формируют в голове у ребёнка некий идеальный образ самого себя. Когда он понимает, что его успехи, поведение в школе или в детском саду далеки от родительских ожиданий, происходит внутренний конфликт. Это провоцирует неврозы и тревожность.
Как следствие проблем в социальной среде адаптация ребёнка в новых условиях проходит дольше, тяжелее, с далеко идущими негативными последствиями. Малыш становится непослушным, нервным, пугливым.
Может случиться откат в развитии и тогда может появиться ночной энурез, вздрагивания. У первоклассника нередко развивается страх перед школой, нежелание учиться, безынициативность, безволие, формируется низкая самооценка, неуверенность.
Что делать родителям.
Период адаптации неизбежно связан со стрессами. Чтобы новое место, люди, процессы обучения не вызывали у ребёнка негативных ассоциаций и страха, родителям необходимо прежде всего организовать дома спокойную, тёплую, комфортную психологическую атмосферу и анализировать своё поведение.
Семейная поддержка (но не чрезмерная опека) создаёт ресурсное состояние, необходимое ребёнку для преодоления стрессов, трудностей адаптационного периода.
Важно в это время чётко придерживаться выбранной стратегии воспитания, избегая противоречий, двойственности, конфликтов, идеализации или, наоборот, принижения достоинств и успехов малыша.
Любите и берегите своих детей!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru