Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как отношения в семье влияют на адаптацию в школе и детском саду.

Когда малыш переходит на новую ступень своего развития, меняется не только его мышление, но и социальная среда, в которой он растёт и развивается. Родители ждут от ребёнка новых достижений, знаний и умений, становятся более требовательными в отношении детской самостоятельности, поведения, соблюдения правил и ограничений.

Адаптационный период – переход между этапами развития, и то, как он проходит в целом, определяет будущее отношение ребёнка к садику, школе и свою самоидентификацию в этой сфере.

Подробнее об адаптации.

На этапе адаптации именно семья становится для маленькой личности поддержкой или, наоборот, негативным фактором, мешающим наладить взаимоотношения в новом коллективе, приспособиться к новому режиму и условиям жизни.

Как родители мешают адаптации ребёнка.

Выделяют три проблемы взаимоотношений родителей и детей, которые мешают нормальной адаптации ребёнка в школе и в детском саду:

двойственные чувства – с одной стороны, мама выстраивает глубокую эмоциональную связь с ребёнком, что заставляет её эмоционально переживать за него и любить всем сердцем. С другой стороны, приход малыша в коллектив формирует у родителей необходимость сравнивать его с другими детьми и оценивать его достижения;

авторитаризм мамы – выражается в усилении контроля и установлении более высоких планок, что приводит к повышению инфантильности и безответственности ребёнка школьного возраста. В отношении малышей, которые стали посещать детский сад, мамы часто используют фразу «Ещё слишком мал, поэтому не справляется» и тем самым выстраивают в своей голове образ неудачника, а затем проецируют его на сына или дочь;

мамины требования формируют в голове у ребёнка некий идеальный образ самого себя. Когда он понимает, что его успехи, поведение в школе или в детском саду далеки от родительских ожиданий, происходит внутренний конфликт. Это провоцирует неврозы и тревожность.

Как следствие проблем в социальной среде адаптация ребёнка в новых условиях проходит дольше, тяжелее, с далеко идущими негативными последствиями. Малыш становится непослушным, нервным, пугливым.

Может случиться откат в развитии и тогда может появиться ночной энурез, вздрагивания. У первоклассника нередко развивается страх перед школой, нежелание учиться, безынициативность, безволие, формируется низкая самооценка, неуверенность.

Что делать родителям.

-2

Период адаптации неизбежно связан со стрессами. Чтобы новое место, люди, процессы обучения не вызывали у ребёнка негативных ассоциаций и страха, родителям необходимо прежде всего организовать дома спокойную, тёплую, комфортную психологическую атмосферу и анализировать своё поведение.

Семейная поддержка (но не чрезмерная опека) создаёт ресурсное состояние, необходимое ребёнку для преодоления стрессов, трудностей адаптационного периода.

Важно в это время чётко придерживаться выбранной стратегии воспитания, избегая противоречий, двойственности, конфликтов, идеализации или, наоборот, принижения достоинств и успехов малыша.

Любите и берегите своих детей!

Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru