Найти тему

Лёд и перекладывание ответственности

1 февраля 1985 года Ту-134 авиакомпании Аэрофлот готовился выполнить рейс Минск - Ленинград. Несколько дней до этого самолёт стоял на открытой площадке в снегопады и мороз. Когда лайнер готовили к вылету, он был покрыт толстым слоем снега и льда. Техники облили крылья горячей водой, после чего обработали специальным составом «Арктика». Пилоты осмотрели самолёт, насколько им позволяло это сделать некачественное освещение аэродрома. После этого началась посадка пассажиров и загрузка багажа. На борт поднялись 74 пассажира. В экипаже было 6 человек.

Ту-134
Ту-134

Во время взлёта температура воздуха составляла -2°C, дул слабый южный ветер. Небо было полностью затянуто тучами с нижней границей всего 160 метров и шёл мокрый снег, в связи с чем на самолёте включили противообледенительную систему. Внезапно, сразу после взлёта из левого двигателя раздались хлопки. Затем резко упали его обороты и он заглох. Возник крен на левую сторону, но экипаж его парировал. Второй пилот связался с диспетчером и сообщил о возвращении в аэропорт вылета. Самолёт в этот момент поднялся на высоту 220 метров. Бортмеханик, по приказу командира, начал убирать закрылки. Как только закрылки были убраны, раздались хлопки из второго двигателя. Через пару секунд в нём также упали обороты и он остановился.

Самолёт летел в темноте в облаках со скоростью 325 км/ч на высоте 240 метров. Чтобы сохранить скорость, командир начал снижение. На высоте около 100 метров Ту-134 вышел из облаков, и пилоты увидели внизу лес. Без двигателей до аэропорта дотянуть было невозможно, поэтому экипаж принял решение садиться на деревья. На высоте 22 метра самолёт начал сталкиваться с кронами. Через 348 метров после первого касания деревьев Ту-134 упал на землю, после чего проскользил ещё 110 метров. Заднюю часть фюзеляжа оторвало, а переднюю развернуло поперёк. Вспыхнуло топливо и переднюю часть охватило огнём. Самолёт упал в 10 километрах от ВПП и неподалёку от посёлка Нежевка. Спасатели обнаружили его только через три часа. В катастрофе погибли 55 пассажиров и 3 члена экипажа (бортмеханик, штурман и бортпроводник).

На месте катастрофы
На месте катастрофы

Комиссия по расследованию установила, что компрессоры и турбины обоих двигателей были одинаково повреждены. При подробном изучении повреждений эксперты выявили, что причиной катастрофы стал помпаж. Он начался из-за попадания в двигатели льда (сам лёд, понятное дело, растаял в ходе пожара). По поводу причин его образования долго спорили КБ Туполева и Белорусское управление гражданской авиации. КБ обвиняло управление в некачественном техобслуживании, а управление обвиняло КБ в низкой надёжности реактивных двигателей. Однако, несмотря на все усилия и эксперименты, истинную причину образования льда комиссии выяснить так и не удалось.

В особом мнении члены комиссии, представлявшие КБ, настаивали, что обработка самолета от обледенения и проверка качества обработки со стороны экипажа были выполнены неудовлетворительно. На поверхностях крыла мог сохраниться лед, образовавшийся за время семидневной стоянки самолета на открытой площадке.

Противообледенительная обработка
Противообледенительная обработка

Позднее были опубликованы результаты исследований. На основе них было сделано предположение, что длительное пребывание самолета на открытой стоянке при полностью заправленных топливных баках и низких температурах наружного воздуха привело к сильному охлаждению горючего. В дальнейшем, под воздействием находящегося в баках охлажденного до минусовых температур керосина верхние металлические поверхности баков сохраняли более низкую температуру, чем температура наружного воздуха. Обработка поверхности самолета горячей водой с последующей обработкой жидкостью "Арктика" привела к образованию на холодных верхних панелях баков, расположенных напротив двигателей, гладкой, малозаметной прозрачной ледяной корки. Её вес мог достигать 200 кг.

В момент отрыва самолета ледяная корка отделилась и попала в воздухозаборник левого двигателя, что привело к выходу его из строя. При этом, под влиянием бокового ветра, температура на правом и левом крыле была разной. Следовательно, прочность соединения корки льда с поверхностью также была разной. Из-за этого ледяная корка с правой стороны крыла не отделилась при отрыве от ВПП, однако отделилась после встряски самолета при уборке закрылков. Таким вот образом лёд попал в правый двигатель и вывел его из строя.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/