Авраам создал для своей жены вечный мемориал. Он не просто хотел найти место упокоения для ее тела, которое будущие поколения быстро забудут. Он хотел иметь собственную пещеру на поле — постоянное место погребения, которое его потомки всегда бы помнили как место, где лежит мать великого народа.
Важный аспект библейской веры предполагает создание памятных мемориалов о людях, которых Бог благословил и использовал в истории для осуществления Своих целей (см. Евр. 11). Когда верующие оглядываются на великие спасительные дела Божьи, это побуждает их вспоминать физических и духовных предков и возродить в себе преданность их вере. Ничего нет плохого в том, чтобы иметь место погребения и знак, указывающий, где покоится дорогой человек. Так мы выказываем почтение тем, кого мы любили по жизни, но кто ушел раньше нас. Оно напоминает нам о том, кто мы такие, откуда пришли и куда идем. Это особенно справедливо по отношению к тем покойным, которые, как Сарра, были верными чадами Божьими, потому что это воодушевляет нас и указывает нам путь и цель в жизни.
Целью мемориалов в Библии не было исключительно возвеличивание людей. Даже «герои веры» (Евр. 11) грешили и не исполняли Божью волю в отношении них. Давида, например, называют «величайшим святым и величайшим грешником в Библии». Ему приписывают семьдесят три псалма, но также и грехи прелюбодеяния и убийства (2 Цар. 11:2-4; Пс. 31; 50). Павла часто выделяют из всех апостолов как человека, сделавшего больше для распространения евангелия, нежели кто-либо другой. Возможно и так, но его вспыльчивость стала причиной того, что он предпочел расстаться с Варнавой, своим бывшим соработником, чем взять с собой во второе путешествие Иоанна Марка, который покинул их в первом путешествии (Деян. 13:13; 15:36-41).
Памятные даты, которые Бог предписал Своему народу соблюдать в назначенные Им времена поклонения, не прославляют великих мужчин и женщин Библии. Почитание простых смертных опасно, потому что ведет к возвеличиванию человека — почти что до их обожествления, так что святые люди становятся объектом благоговения и молитвы. При этом, Божьи ветхозаветные мужи часто возводили допустимые каменные памятники в местах, где они поклонялись и испытывали на себе присутствие и силу Господа. Такое произошло на горе Синай (Исх. 24:4), на реке Иордан / в Галгале (Иис. Н. 4:7-9, 20), в Сихеме (Иис. Н. 24:25, 26) и в других местах. Но даже и каменные памятники в честь великих деяний Божьих могут утратить свое значение для будущих поколений, все больше отдаляющихся во времени и пространстве от мест, где происходили такие события.
Самые значимые мемориалы в Библии не ограничивались временем и не привязывались к особым местам. Напротив, они подразумевали поклонение в память о великих делах Бога, которые вызывали в сердцах верующих благодарность и побуждали их прославлять Бога в особые дни и глубоко осмысленно.
Например, когда Бог впервые дал Израилю субботу как день отдыха от тяжелого рабского труда в Египте, Он ожидал, что они оценят это и будут соблюдать ее в память о Его отдыхе после шести дней сотворения мира (Исх. 20:10, 11; см. Быт. 2:1-3). После почти сорокалетнего хождения по пустыне Бог через Моисея снова дал Израилю повеление о субботе. На этот раз Он теологически связал ее с их исходом из Египта, чтобы люди соблюдали ее из благодарности за то, что Он сделал, избавив их из египетского рабства (Втор. 5:12-15).
Более глубокий смысл соблюдения памятного события мы видим в Пасхе и последующем семидневном празднике опресноков, причем оба события вместе к первому веку просто назывались «Пасхой». Моисей, инструктируя израильтян относительно соблюдения Пасхи, сказал им: «Помните этот день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттуда» (Исх. 13:3). А потом дал следующее наставление: «И объяви в день тот сыну твоему, говоря: “Это ради того, что Господь сделал со мной, когда я вышел из Египта”» (Исх. 13:8).
Израиль должен был соблюдать Пасху не просто как событие, которое по Божьей воле произошло с Его народом в далеком прошлом. Его повеление было обращено к каждому человеку в отдельности и перенесено в настоящее время. На протяжении более трех тысячелетий каждый год на Пасху иудеи читают этот отрывок, говоря: «Это ради того, что Господь сделал со мной, когда я вышел из Египта» (Исх. 13:8). Это динамический способ увековечивания памяти и причастности к тому великому спасительному событию. По существу, каждое поколение говорит: «История Израиля — это моя история». В Мишне сказано: «В каждом поколении человек должен так смотреть на себя так, будто он сам вышел из Египта» (Мишна. Песахим 10.5).
В определенном смысле христиане делают то же самое в поклонении, увековечивая память о кресте Христа. Старый гимн вновь и вновь печально спрашивает: «Ты был там, когда они распяли моего Господа?» Ответ — «Да». В некотором смысле мы все были там, потому что Его крест, по-настоящему, был нашим крестом. Это мы заслуживали смерти, но Он занял наше место, «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24). Он — «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Вот почему Павел мог сказать коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7). А галатам он написал: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).
Павел принимал распятие как нечто, что произошло с ним лично,—иудеи так воспринимают Пасху. Каждый человек может сказать об Иисусе, как сказал апостол: Он «возлюбил меня и предал Себя за меня» (Гал. 2:20). Прошлое событие — распятие Христа — переносится в настоящее и делается личным. Вместо того чтобы стать малозаметным примечанием к истории, смерть Христа на кресте две тысячи лет назад — динамическое событие, которое становится реальным и обличающим для каждого нового поколения, слушающего проповедь евангелия. Этот живой памятник пронзает добрые и честные сердца и производит обращение при воздействии на людей «силы Божьей ко спасению» (Рим. 1:15, 16; см. Евр. 4:12).
Ответ веры грешника, выраженный в крещении, Павел изображает как живой и личный памятник смерти, погребения и воскресения Иисуса. Он постиг реальный смысл, по которому мы «соединяемся с Ним» в смерти, когда крестимся во Христа (Рим. 6:3, 5). Верой каждый христианин входит в Христову смерть, так что прошлое реализуется в настоящем. Мы можем сказать, что смерть Иисуса стала нашей смертью. Наша вера позволила Богу сделать так, что Его воскресение стало нашим воскресением. Мы не только «погреблись с Ним», но и восстали из вод крещения, чтобы «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).
Этот же принцип применим и к Господней вечере. Это живой мемориал телу и крови Иисуса, который христиане повсюду должны соблюдать до конца времен. В горнице Господь взял хлеб и сказал: «Это тело Мое, которое за вас предается; это творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19). Потом Он сказал о плоде виноградном: «Это Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая в оставление грехов» (Мф. 26:28). Это заявление содержит отголосок обряда, которым Израиль засвидетельствовал завет Десяти заповедей у подножья горы Синай, когда Моисей окропил жертвенник и народ кровью жертвы всесожжения. При этом он произнес: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах этих» (Исх. 24:8). Когда христиане вкушают хлеб и плод виноградный, прошлое принесение в жертву тела Иисуса на кресте и излитие Его крови для искупления грехов проигрывается в настоящем. Прошлые и настоящие события объединяются со славным будущим событием. Павел писал: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьете чашу эту, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:26). Прошлое динамически становится настоящим в сердцах и жизни Божьего народа; оно изменяет и формирует нас, чтобы мы жили в надежде и ожидании будущего прихода Господа и нашего воскресения для вечной жизни.