Найти тему
maria pozyvailova

История моего современника: новые старые смыслы

Книгу Владимира Короленко "История моего современника" я читала долго. Не могу даже сказать почему. Первые 74 страницы дались мне неимоверным трудом. Потом, правда, дело пошло легче.

Поскольку я использовала тактику определенного количества страниц: считаете количество страниц до конца книги, делите на количество дней и каждый день читаете это количество. Важно: первые пару дней дней, если становится интересно, все равно останавливаетесь на запланированных страницах. Тут два варианта: либо дисциплиной дочитываете, либо как я в текст втягиваетесь и прочитываете быстрее запланированного срока.

Эта книга мне еще раз показала, что важно понимать каждое прочитанное слово (или хотя бы верно догадываться о его значении по контексту).

Если с одеждой все более или менее понятно: можно найти в интернете картинки, то с некоторыми словами сложнее. Например, кто такие коморники? что такое забобоны? и многие другие. Веселее всех было моей команде по квизу, но мы почтем это за тренировку перед очередной игрой.

Вчитавшись в текст, я увидела всю его красоту: детальные описания, мозаичное полотно образов, погружение в детское восприятие, стройность линии рассказа, несмотря на отсутствие сюжета в привычном нам понимании. А поскольку большая часть слов была мне уже понятна, то чтение пошло значительно легче.

Первый том (который я собственно и читала) посвящен детству Владимира Короленко. Подробно формальную часть биографии писателя можно прочитать в серии ЖЗЛ. Жанр художественной автобиографии мне неожиданно понравился: будто я смотрела как стеклышки в калейдоскопе двигаются в узор жизни человека.

Изолированные факты отдельной жизни сами по себе далеко не определяют и не уясняют душевного роста.

Потом второй виток. Вдруг в книге я увидела описание школы (очень близка мне эта тема): отношения учеников и учителей, история про наказания и многое другое, что составляет обыденность школьной жизни и в середине XIX века, и сейчас в первой четверти XXI.

Еще удивительнее для меня стало то, что во времена учебы Короленко в школе гимназисты читали запрещенных авторов: Добролюбова, Некрасова, Писарева. А через 100 лет эти книги стали обязательны к изучению в школе. Интересно, что из запрещаемого (не одобряемого) сейчас станет обязательно к изучению в школе через 100 лет?

В годы советской власти систематически проводится работа по воссозданию подлинного, очищенного от цензурной порчи некрасовского текста. В новых изданиях реализовано много ценных текстологических предложений, внесенных К. И. Чуковским, В. Е. Евгеньевым-Максимовым, А. Я. Максимовичем и другими исследователями. Особенно велики заслуги К. И. Чуковского—редактора всех основных советских изданий Некрасова.

Для меня это было откровенно новое знание: Корней Чуковский воссоздавал после цензуры тексты Некрасова.

Несколько цитат, которые я для себя сохранила, в галерее. Пока ищу для себя подходящий способ упорядочить выписанное.

Комментарий психолога. Не о содержании книги, а о тактике ее прочтения. Несмотря на то, что эта книга была у меня в списке к прочтению, а потом ее читали в книжном клубе (я сама голосовала за нее), я никак не могла начать ее читать. А когда начала, то больше страницы за раз не могла... было очень много сопротивления непонятным словам и неясным смыслам.

Тогда я определила для себя эту книгу как задачу-долговис на февраль. Любого слона нужно есть по частям, поэтому я посчитала количество страниц, которые нужно прочитать и разделила на количество дней. Получилось по 11 страниц в день. Думаю, что на силе воли любому человеку под силу прочитать 10 страниц в день... и тут я неожиданно вчиталась. Важно, что на первом этапе я параллельно читала и слушала в феврале другие книги из списка запланированного и немного внепланового )