Для анализа предоставляется вызывающий беспокойство, неприятные воспоминания или просто непонятное напряжение актуальный или оставшийся в прошлом трудный или неудачный эпизод из практики. В центре внимания группы — бессознательная коммуникация с клиентом, а не поиск ответов на вопросы «Что и как делать?» или «Что со мной не так?».
Группа управляется специально обученным ведущим, который сохраняет необходимый фокус внимания и поддерживает благожелательную атмосферу.
Разбор одного случая обычно занимает около полутора часов.
1. Выбор кейса
«У кого есть случай?» — с этого вопроса традиционно начинается встреча. В балинтовской группе нет строгой очерёдности, но если количество желающих превышает возможности сессии, то приоритет отдаётся тем, у кого меньше разборов. Без торгов и выяснений, чья история «интереснее».
2. Презентация
Референт, то есть докладчик случая свободно, без записей и предварительной подготовки рассказывает свою историю в течение нескольких минут. Главный фокус не на клиенте и его проблемах, а на трудностях во взаимодействии с ним и самоощущении специалиста.
Это может выглядеть примерно так:
«У меня есть клиент. Мужчина сорока лет. Обратился ко мне с жалобами на конфликты с женой и желанием сохранить брак. Ходит ко мне полгода по два раза в неделю. Почти не проявляет сопротивления, не пропускает, не опаздывает, исправно платит. Проявляет успехи и в терапии, и в жизни. В общем, такой «идеальный» клиент. Но в последнее время я замечаю, что в дни наших сессий мне хочется подольше поспать, я испытываю некоторую вялость. Я осознаю, что это моё сопротивление».
Порой презентация может состоять всего из двух-трёх предложений. Здесь важно не то, что мы знаем, а что мы чувствуем.
3. Вопросы к референту
Группа принимает, что самое главное референтом уже сказано, однако каждый участник может задать один-два вопроса, если это действительно поможет прояснению ситуации, а не удовлетворению личного любопытства. Вопросы могут и не задаваться, опытные группы нередко пропускают этот шаг.
4. Запрос к группе
В вышеприведённом примере может быть таким:
«Я хочу понять, что происходит между мной и клиентом, что вызывает во мне сопротивление».
Без диагностики психопатологии клиента, планирования психотерапии и «лечения» референта.
Озвучив запрос, докладчик выдвигается за круг и молча наблюдает за группой, пока его вновь не пригласит ведущий.
5. Дискуссия
Свободно ассоциируя в произвольном порядке, участники делятся своими чувствами и переживаниями, которые вызвал анализируемый случай, спонтанно присоединяются к героям истории и рассказывают про свои эмоции на их месте. Фантазии одних участников неизбежно вызывают реакции других — разворачиваются параллельные процессы, отражающие происходящее между референтом и его клиентом.
Результатом становится более глубокое понимание проблем, творческое коллективное развитие внесённых точек зрения, неожиданные ракурсы видения обсуждаемой истории.
Обратная связь в такой группе одновременно является и проясняющей, и поддерживающей.
6. Обратная связь референта
О самочувствии прямо сейчас и новых сторонах, которые смогла «подсветить» группа.
Балинтовская группа не ставит целью инсайты и решения. Но помогает осознать и отреагировать гнетущие переживания, лучше понять себя и клиента, увидеть проблему глазами клиента, снять напряжение от амбивалентных чувств в отношении клиента и самого себя.
7. Шеринг
Кратко о состоянии каждого участника.
Обязательным условием успешной работы группы является атмосфера доверия и эмоциональная заинтересованность. Каждый участник понимает, что ему не нужно строить громоздкие умозаключения, а просто быть открытым без риска критики, выяснения отношений и поучений.
Автор: Игорь Алфёров
Психолог, Супервизор, Ведущий балинтовских групп
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru