Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Процесс в балинтовской группе

Для анализа предоставляется вызывающий беспокойство, неприятные воспоминания или просто непонятное напряжение актуальный или оставшийся в прошлом трудный или неудачный эпизод из практики. В центре внимания группы — бессознательная коммуникация с клиентом, а не поиск ответов на вопросы «Что и как делать?» или «Что со мной не так?».

Группа управляется специально обученным ведущим, который сохраняет необходимый фокус внимания и поддерживает благожелательную атмосферу.

Разбор одного случая обычно занимает около полутора часов.

1. Выбор кейса

«У кого есть случай?» — с этого вопроса традиционно начинается встреча. В балинтовской группе нет строгой очерёдности, но если количество желающих превышает возможности сессии, то приоритет отдаётся тем, у кого меньше разборов. Без торгов и выяснений, чья история «интереснее».

2. Презентация

Референт, то есть докладчик случая свободно, без записей и предварительной подготовки рассказывает свою историю в течение нескольких минут. Главный фокус не на клиенте и его проблемах, а на трудностях во взаимодействии с ним и самоощущении специалиста.

Это может выглядеть примерно так:

«У меня есть клиент. Мужчина сорока лет. Обратился ко мне с жалобами на конфликты с женой и желанием сохранить брак. Ходит ко мне полгода по два раза в неделю. Почти не проявляет сопротивления, не пропускает, не опаздывает, исправно платит. Проявляет успехи и в терапии, и в жизни. В общем, такой «идеальный» клиент. Но в последнее время я замечаю, что в дни наших сессий мне хочется подольше поспать, я испытываю некоторую вялость. Я осознаю, что это моё сопротивление».

Порой презентация может состоять всего из двух-трёх предложений. Здесь важно не то, что мы знаем, а что мы чувствуем.

3. Вопросы к референту

Группа принимает, что самое главное референтом уже сказано, однако каждый участник может задать один-два вопроса, если это действительно поможет прояснению ситуации, а не удовлетворению личного любопытства. Вопросы могут и не задаваться, опытные группы нередко пропускают этот шаг.

4. Запрос к группе

В вышеприведённом примере может быть таким:

«Я хочу понять, что происходит между мной и клиентом, что вызывает во мне сопротивление».

Без диагностики психопатологии клиента, планирования психотерапии и «лечения» референта.

Озвучив запрос, докладчик выдвигается за круг и молча наблюдает за группой, пока его вновь не пригласит ведущий.

5. Дискуссия

Свободно ассоциируя в произвольном порядке, участники делятся своими чувствами и переживаниями, которые вызвал анализируемый случай, спонтанно присоединяются к героям истории и рассказывают про свои эмоции на их месте. Фантазии одних участников неизбежно вызывают реакции других — разворачиваются параллельные процессы, отражающие происходящее между референтом и его клиентом.

Результатом становится более глубокое понимание проблем, творческое коллективное развитие внесённых точек зрения, неожиданные ракурсы видения обсуждаемой истории.

Обратная связь в такой группе одновременно является и проясняющей, и поддерживающей.

6. Обратная связь референта

О самочувствии прямо сейчас и новых сторонах, которые смогла «подсветить» группа.

Балинтовская группа не ставит целью инсайты и решения. Но помогает осознать и отреагировать гнетущие переживания, лучше понять себя и клиента, увидеть проблему глазами клиента, снять напряжение от амбивалентных чувств в отношении клиента и самого себя.

7. Шеринг

Кратко о состоянии каждого участника.

Обязательным условием успешной работы группы является атмосфера доверия и эмоциональная заинтересованность. Каждый участник понимает, что ему не нужно строить громоздкие умозаключения, а просто быть открытым без риска критики, выяснения отношений и поучений.

Автор: Игорь Алфёров
Психолог, Супервизор, Ведущий балинтовских групп

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru