(Четвёртая часть здесь.)
В процессе эксплуатации выявилась ещё одна проблема. Я заметил, что при работе транспортёра возникают посторонние звуки. Такие "щелчки". Оказалось, что звуки издаёт вот эта вилка, показанная на рис. 1:
Во время работы верхняя часть этой вилки смещается вдоль оси главного вала примерно на 2-3 мм. Очевидно, что на определённой фазе возникает отгибающее усилие. Из-за этого кулисный камень (позиция 8 на рис. 2) теряет плотный контакт с пазом в детали 4 и возникает тот самый звук. Ну и очевидно, что если всё оставить так, как сейчас, то со временем образуется неправильная выработка на кулисном камне или, что гораздо хуже, в пазу детали 4.
В фирме Sailrite про эту проблему, как обычно, знали. И у них сделано так, что вилка прижимается к детали 4 с помощью пружины. К самой вилке эта пружина крепится вот так:
А другой конец этой пружины крепится к корпусу машинки вот в этом месте:
Пришлось мне заказать пружину нужного размера и с нужными зацепами. Готовую такую пружину я найти не смог, пришлось делать расчёт, рисовать чертёж и заказывать её аж в Челябинске. На сайт этого завода я вышел через поиск. У них и цена нормальная, и малую партию можно заказать. 3 пружины мне обошлись в 3100 рублей. (Может и можно где-нибудь заказать 3 пружины по собственным чертежам дешевле, но мне такого места найти не удалось.) В целом – рекомендую. Делают быстро, отправляют через транспортные компании на выбор (я получал через СДЭК).
Эту пружину я установил на машинку (см. рис. 4). Для этого пришлось просверлить соответствующее отверстие в вилке транспортёра (позиция 10 на рис. 2) и в корпусе машинки. Т.е. в заводском варианте эти отверстия не были предусмотрены.
Хорошая новость заключается в том, что пружина действительно работает именно так, как должна работать. То есть пружина действительно удерживает вилку постоянно прижатой вправо, к регулятору длины стежка. Это позволяет кулисному камню скользить по дну паза на регуляторе.
А плохая новость заключается в том, что пружина правильно работает только в том случае, если в механизме подъёма шагающей лапки не возникает излишних усилий. А они возникают.
Стержень прижимной лапки (поз. 1 на рис. 5), по идее, должен очень плотно скользить во втулке (поз. 2 на рис. 5). Но в реальности этот стержень в этой втулке немного люфтит. И этого люфта вполне достаточно для того, чтобы стержень слегка закусывало.
Если этот узел обильно смазать, то какое-то время весь механизм машинки будет работать практически идеально. Но как только стержень прижимной лапки начинает закусывать – возросшее усилие пересиливает пружину и кулисный камень регулятора длины стежка в одной из фаз работы механизма выдавливает из паза примерно на 3 мм. Затем, как только выдавливающее усилие пропадает, камень “падает” на дно паза, а на механизм транспортёра ткани передаётся небольшой рывок.
На приведенном видео можно увидеть люфт, о котором я говорю. Верхний конец стержня заметно перемещается вправо-влево:
То есть нужна новая втулка (поз. 2 рис. 5) чуть меньшего диаметра.
Тут варианта два:
- Заказывать новую втулку у токаря (долго и дорого).
- Попробовать уменьшить диаметр внутреннего отверстия уже имеющейся втулки путём нанесения на неё слоя меди.
Я решил сначала попробовать обойтись малыми затратами и купил 500 г медного купороса и бутылку электролита для автомобильного аккумулятора (т.е. разбавленной серной кислоты).
Внешний вид электрической части “установки” показан на рис. 6:
Установка состоит из:
- Блока питания на 6 В и 500 мА (не влез на рис. 6)
- Мультиметра, включенного в разрыв цепи для измерения силы тока
- 2-х соединительных колодок, которые мне удачно подвернулись под руку и позволили собрать всю (почти всю) цепь на этих колодках
- Мощного переменного резистора на 68 Ом – он у меня болтается с незапамятных времён, ещё со старших классов школы; вот, наконец, пригодился.
- 2-х “крокодилов” от мультиметра (показаны на рис. 7), к которым я присоединил провода довольно оригинальным способом: вставил провод в клемму крокодила, а затем надел крокодил на гвоздь подходящего размера; получилось весьма надёжно.
Вот так выглядит сама гальваническая ванна (ведёрко от солёных огурцов):
Стрелкой на рис. 2 показана, собственно, втулка, на внутреннюю поверхность которой я наношу медь. В качестве второго электрода использована подвернувшаяся под руку бронзовая пластина.
Раствор:
- медный купорос – 50 г
- очищенная вода (из бытового фильтра с обратным осмосом) – 225 г
- электролит (для автомобильных аккумуляторов) – 50 г
Наружную поверхность втулки (в которую упирается стрелка на рис. 7) я обмотал синей изолентой, чтобы медь туда не осаживалась. Ту часть, за которую зацеплен крокодил, я не обмотал (и, как потом оказалось, зря).
Втулку я предварительно очень тщательно обезжирил бензином “Калоша”. Везде говорят, что от того, насколько качественно обезжирено, зависит то, насколько крепко будет держаться медное покрытие. После обезжиривания я её немного протравил в серной кислоте (ну, то есть в электролите) для удаления всяких оксидных плёнок. Ну и потом поместил в гальваническую ванну с раствором.
Сила тока должна быть порядка 200 мА (см. рис. 6). Если ток сделать больше, то медь будет наноситься быстрее, но покрытие будет очень рыхлым и будет плохо держаться. Именно для этого пришлось добавлять в схему регулировочный резистор; без него ток получался почти 1.5 А, что недопустимо много.
Нужный мне слой получилось нанести за 1.5 часа. Толщину нанесенного слоя меди я оценивал, вставляя во втулку стержень прижимной лапки. Изначально он в этой втулке ощутимо люфтил, а после завершения процесса я этот самый стержень во втулку еле-еле вставил. Пришлось прилагать усилия и “разрабатывать” соединение до тех пор, пока не получилось полностью вставить стержень во втулку. На рис. 8 показана внутренняя поверхность втулки с нанесенным слоем меди. В ближней части отверстия толи задиры, толи мусор, оставшийся после “разрабатывания” отверстия. То есть получилось нанести слой меди толщиной примерно 0.02 мм.
Медь держится довольно крепко. Я попробовал соскрести отвёрткой покрытие с крокодила, медь соскребается, но царапины получаются тоже медного цвета (см. рис. 9). То есть даже на не обезжиренном крокодиле медь держится весьма крепко.
В результате – люфт стержня практически отсутствует. Интересно, как долго продержится покрытие. Надеюсь, что не придётся обновлять покрытие слишком часто.
Вот как себя ведёт стержень лапки после доработки втулки:
Думаю, что это минимально возможный люфт. Если уменьшать отверстие дальше, то стержень уже не сможет скользить без усилий.
(Продолжение - здесь)
#шитьё #Aurora A-2153-HM