Иван Иванович Шилин родился в новосибирской деревне Казанка в 1914 году. Воевал в составе музыкантского взвода 91-й гвардейской стрелковой дивизии. Казалось бы, где музыканты, а где война. Ан нет. Воевал Иван Иванович на зависть многим...
В 1936 г. Ивана Шилина родом из Сибири призвали на службу в ряды Красной Армии. Направили служить на Северный Сахалин в погранотряд. В это время здесь же служит и Антон Буюклы, который в августе 1945 года, освобождая в составе частей 79-й стрелковой дивизии южную часть Сахалина от японских захватчиков, повторил подвиг Александра Матросова, за что ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Приходилось Шилину бывать в одном наряде с Буюклы по охране границы. В 1939 г. оба демобилизовались и остались работать в Александровок-Сахалинском. Иван Шилин работал инструктором горсовета, затем председателем Арковского поссовета, а Антон Буюклы был в это время председателем артели «Сахалинский транспортник».
Когда грянула Великая Отечественная война, их пути разошлись. Буюклы остался на Сахалине, а Шилина направили на Запад. В 1942 г. Шилина направили на Калининский фронт.
В боях под Витебском большой группе фашистов удалось вырваться из окружения. Они уничтожили дивизионную пекарню, санбат, хозвзвод. В это время Шилин и еще 12 человек возвращались в свою роту с боеприпасами. Шофер передней машины заметил прорвавшихся гитлеровцев и предупредил об этом остальных.
Поблизости находилась оружейная мастерская. Бойцы решили занять здесь оборону. В мастерской обнаружили три неисправных пулемета. Иван Иванович быстро собрал из трех один пулемет, опробовал его — действует исправно.
...Около ста фашистов вышли из лесу и через поле созревающей ржи направились к мастерской. И тут заработал пулемет Шилина. Через несколько минут бой окончился. 73 фашиста уничтожил в том бою Иван Иванович. За умелые действия в этой схватке с врагами Шилин был награжден орденом Красной Звезды.
Много боевых друзей славного пулеметчика пало, защищая страну от гитлеровских захватчиков, многие из них были ранены. Не миновал ранения и Шилин.
Это случилось зимой. Взвод перебирался через лощину, поросшую редким кустарником. Но немцы установили на одном из пригорков пулемет и не давали проходу нашим бойцам. Шилин засек место нахождения пулемета и дал по нему несколько очередей из «максима». Немецкий пулемет умолк. Давая короткие очереди по фашистскому пулемету, Иван Иванович выждал и, когда весь взвод перебрался через лощину, решил перебраться через нее и сам. Только приподнялся над своим «Максимом», как тут же раздалась пулеметная очередь. «Максим» был выведен из строя, а Шилин получил ранение. Попытался подняться — снова над головой засвистели пули. Долго фашист преследовал пулеметным синем раненого бойца, но Шилину удалось обмануть его, выйти из зоны обстрела, а затем добраться до медсанбата.
Месяц пролежал в госпитале. Как только раны затянулись, снова вернулся в родной взвод.
В Восточной Пруссии недалеко от небольшого селения дорогу нашим бойцам преградила фашистская пушка. Замаскированная в лесу, она причиняла большой урон и сдерживала наступление. Уничтожить орудийный расчет вызвался Шилин. Со своим пулеметом он подобрался метров на 700 к пушке и дал по ней две длинных очереди. Ни один фашист не остался в живых. Путь вперед был свободен.
В другой раз Шилин использовал снайперскую винтовку, с помощью которой зажигательными пулями поджег сарай, в котором прятались немцы, и уничтожил 3-х из них, когда они стали выбегать оттуда.
За эту операцию Шилина наградили медалью «За отвагу».
Очень тяжелые бои развернулись под Кенигсбергом. Минные поля, противотанковые укрепления, окопы полного профиля, опоясанные колючей проволокой, мощные огневые точки — все это предстояло преодолеть нашим войскам. Для того чтобы операция прошла успешно при наименьших потерях, надо было разведать систему противника, а еще лучше добыть «языка».
Почти каждую ночь к фашистам уходили разведгруппы. Многие из них погибли, а другие, бывало, возвращались ни с чем, или «язык» оказывался не очень важный.
В одну из ночей в разведку вызвался идти Шилин. Разведгруппу составили из трех человек. Старшим назначили Ивана Ивановича. До вражеских окопов добрались незамеченными. Залегли. Стали внимательно присматриваться при вспышках ракет к тому, что творится в окопе. Наконец заметили, что в окопе появился какой-то офицер. Выждав удобный момент, Шилин ворвался в окоп и ударом приклада автомата оглушил фашиста. Двое других разведчиков подхватили гитлеровца на плащ-палатку и стали отходить, а Шилин прикрывал их. У фашистов поднялся переполох. Затрещали автоматы, пулеметы, в небо взвились десятки ракет. А тут как нарочно немец попался очень крупный, тяжелый. Но наши подразделения поддержали разведчиков огнем, поэтому они смогли благополучно вернуться назад. Немец дал ценные показания, которые позволили дивизии с меньшими потерями овладеть линией обороны противника.
С ликованием встретили бойцы взвода известие о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Но на этом война для Шилина не кончилась. Вскоре его часть перебросили на Восток.
9 августа 1945 г. советское правительство, верное своему союзническому долгу, объявило войну милитаристской Японии. Шилин участвовал в прорыве Манчжуро-Чжалайнурского и Холун-Аршинского укрепрайонов японцев, переходе через Большой Хинганский хребет.
Известие о капитуляции Японии встретил в Порт-Артуре.
За участие в боях против японских милитаристов Шилину был вручен орден Славы III степени.
После войны Иван Иванович вернулся на полюбившийся ему Сахалин. Работал на Поронайском рыбозаводе. Дважды его избирали депутатом сельсовета, а в 1963 году — депутатом городского Совета депутатов трудящихся.
В 1969 г. Иван Иванович по возрасту вышел на пенсию. Но не таков у него характер, чтобы сидеть дома без дела.
— Пока есть силы, пока могу приносить хоть какую-то пользу людям, буду работать, — говорит Иван Иванович.
Сейчас он работает в зверосовхозе «Поронайский» дежурным плотником.
В. НИКОЛАЕВ (1977)