Замысел Федорова-Гагарина был проектом не только радикального переустройства мира, но и духовного преображения человека в нем.
До революции слово «мир» писалось двояко: с «и» восьмеричной и с «i» десятеричной. Был мир, а был мiр.
Мир — согласие, спокойствие, шалом.
А мiр — это род человеческий, общество, народ, вселенная.
Федоров спрашивает:
«Почему мip не мир? почему для одних мир — только вне мipa, a для других нет мира ни в мipe, ни вне мipa?
Почему природа нам не мать, а мачеха или кормилица, отказывающаяся кормить?».
Жизнь вечную во Христе на небе он называл жизнью "вне мiра".
Мiр должен стать миром
Таков исходный смысл русского космизма, религиозно-метафизической матрицей которого выступает «Философия общего дела». Настоящий мир — это космос, пространство цельности. В это пространство необходимо прорваться. Космос необходимо освоить. Сделать своим.
Всем мiром, всем родом человечество должно совершить рывок и перейти в состояние космичности. Объединить мiр-вселенную и мир-согласие. Мiр-род и мир-не-войну. Но для этого род должен сначала объединиться в себе. Прийти в состояние заветного «братства».
Между тем Федоров констатирует, что история движется в прямо противоположном направлении. Никакого «братства» нет и в помине. Идут войны. Люди уничтожают людей в промышленных масштабах. Природа выкашивает поколение за поколением. «Сыны» повергают «отцов» в забвение, а себя в беспамятство, чтобы самим вскоре быть повергнутыми…
Смерть проделывает дыру в полноте мира, обрекает мир бесконечно рождаться заново
Философский смысл этой интуиции точно раскрывает философ, исследователь русского космизма Федор Гиренок:
«Если всякое настоящее оказывается всего лишь ступенькой к будущему, то вереница этих ступенек никогда не закончится, история не свершится и останется бесконечно не совершенной. История имеет смысл, если она конечна, т. е. выполняется. Только конечное обладает полнотой».
Согласно Федорову, безусловный характер смерти — не более чем «философское суеверие», плод индуктивного умозаключения, которое не дает основания признавать смерть абсолютом:
«Как ни глубоки причины смертности, смертность не изначальна; она не представляет безусловной необходимости. Слепая сила, в зависимости от которой находится разумное существо, сама может быть управляема разумом».
«Без воскрешения умерших невозможно бессмертие живущих»
Кирилл Забелин так описал мысль Федорова: "Вместо того чтобы снова и снова впадать в дурную бесконечность, человечество должно пойти на зов Космоса, устремить все силы на искоренение смерти как принципа. На языке Федорова это означает заняться воскрешением всех когда-либо умерших людей".
Приходит на память последнее пророческое слово Ветхого Завета:
И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. (Мал.4:6).
«Совершеннолетие сынов человеческих тогда только начнется, когда человечество перейдет от воспитания детей отцами к воскрешению отцов детьми», — писал Бердяев, комментируя учение Федорова.
Восставшие из смерти «отцы» затем также будут включаться в дело всеобщего воскрешения. Каждое поколение будет вспоминать и воскрешать предыдущее. И когда будет возвращен к жизни самый первый забытый «отец» — тогда смерть отступит окончательно. Тогда победит жизнь. Мiр претворится в мир…
Только сын человеческий есть великий человек, есть человек, пришедший в меру возраста Христова; все же так называемые великие люди не достигали этого возраста. Мысль, по которой человек называется сыном человеческим, обнимает весь род, а дело, по которому он так называется, есть обращение слепой смертоносной силы в силу, возвращающую жизнь всем отцам.
В этой высшей точке «Философия общего дела» становится космичной в буквальном смысле этого слова. Собранное воедино человечество должно будет отправиться в космическое пространство, потому что бесчисленные поколения «отцов» невозможно разместить в тесных пределах Земли. Задача выхода в космос физический сливается с задачей выхода в космос метафизический: всем мiром в мир.
Через воскрешение всех поколений «отцов» «сознание будет распространяться на все миры Вселенной. Воскрешение есть превращение Вселенной из хаоса, к которому она идет, в космос, т. е. в благолепие нетления и неразрушимости». Тогда человечество само станет Космосом в его полноте. Тогда оно наконец свершится.
«Общее дело» после Федорова
В числе последователей философа было много ученых естественно-научного направления. Один из самых известных — К. Э. Циолковский, «отец русской космонавтики». Интересно, что уже тогда, в первой трети XX века — Федоров умер в 1903 году, — Циолковский отмечал, как плоско понимают космонавтику современники:
«Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о ее судьбе из-за самой ракеты. Это было бы глубочайшей ошибкой. Ракеты для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но не самоцель. Недоросшие до такого понимания вещей люди говорят о том, чего не существует, что делает меня каким-то однобоким техником, а не мыслителем…»
Сегодня дело обстоит еще хуже. Мало кто помнит, зачем на самом деле лучшие умы человечества бились над задачей выхода в космос. Почему это вообще было так важно? Из пространства поиска истины и смысла космос сделался просто пространством. Черным вакуумом — безжизненным и бесконечным...
Конечно, Федоров-Гагарин был христианином и знал, что всеобщее воскресение будет после Второго Пришествия Господа:
"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть" (1Коринф.15:22-26).
И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда. (Дан.12:2,3).
При этом, великий мыслитель полагал, что Христос будет совершать воскресение мертвых не без нашего участия. Христовы будут не просто наблюдателями, а соучастниками этой великой тайны, как и написано:
больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. (Матф.10:8).
При этом первейшей задачей он считал искоренение голода на земле. Как можно говорить о всеобщем воскресении из мертвых, если до сих пор миллионы людей голодают?
Интересно, что русский мыслитель Федоров-Гагарин так много думал о космосе, что позднее другой Гагарин первым полетел в космос...
В любом случае, идея Федорова об "общем деле человечества", идея русского космизма, которая должна поднять человечество на качественно новую духовную высоту, очень хороша!