Что это за тест?
Многие видели карточки с чернильными пятнами непонятной формы и интригующим названием - Тест Роршаха.
Вот и я решила рассказать об этой методике чернильных пятен Роршаха – одином из самых известных психодиагностических тестов личности.
Каждому из нас, кто рассматривал картинки с этими кляксами, они что-то напоминали или казались чем-то. Вот это что-то и есть тест, именно ответ определяет индивидуальные свойства и склонности конкретного человека.
Последнее время, в силу массового распространения в социальных сетях, тест Роршаха часто представляется в значительно упрощенных вариантах, но на самом деле – это серьезный психологический инструмент.
Как появился этот тест.
Однозначно сказать, как у швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха родилась идея создания подобного теста сложно. История теста началась в 1911 году, когда в научном обиходе появился термин «шизофрения», а Г. Роршах заинтересовался этой болезнью и посвятил ее изучению диссертацию. В процессе проведения экспериментов он заметил, что больные по-разному интерпретируют пятна из детской игры «Klecksographie». Но тогда он сделал лишь короткий доклад о своём наблюдении.
Дальше последовали несколько лет практики, во время которых Г. Роршах активно тестировал на своих пациентах технику чернильных пятен с целью определения личностных поведенческих факторов. В результате он создал 40 карточек с чернильными пятнами и собрал теоретический материал для представления методики. Но с публикацией возникли трудности - ни одно издательство того времени не хотело печатать труд Роршаха. Причина крылась не в фантастичности или антинаучности его идей, а банальная техническая сложность в изготовлении такого количества рисунков клякс. В итоге их пришлось сократить сначала до 15, а потом и до 10. Лишь после этого одно из издательств согласилось выпустить книгу. Она вышла в 1921 году под названием «Psychodiagnostik».
В ней, помимо введения в науку понятия «психодиагностика», были представлены результаты исследований с чернильными пятнами и сам тест с пояснениями к нему.
Скоринговая система самого Роршаха (другими словами, пояснения как интерпретировать полученные результаты) сосредотачивалась на классификации возможных ответов, и минимум внимания уделяла их содержанию.
1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.
Несмотря на слабость отдельных сторон теста (неясность к какой категории предложенной классификации следует относить все возможные варианты ответа в силу отсутствия их описания в работе), его разработки долгое время очень высоко ценились и были основным инструментов диагностики в клинической психологии.
В 1960-е годы тест Роршаха подвергся критике, в основном из-за отсутствия единой методики оценки ответов.
Но полной дискредитации удалось избежать. В основном благодаря трудам Джона Экснера. Он сравнил 5 доминирующих систем оценки и создал нечто наподобие объединяющей системы (работа «The Rorschach: A Comprehensive System»). Сегодня многие психологи используют тест Роршаха именно в рамках Интегративной Системы Экснера. Он применяется для диагностики в США и некоторых других стран, в судебной экспертизе, для диагностики расстройств личности в клинической психологии. Также валидность в деле понимания личности и эмоционального состояния человека тест показывает в тех случаях, когда пациент не хочет или не может (в силу слабоумия, например, как в случае с Чарли Гордоном в «Цветах для Элджернона») об этом говорить напрямую. Глобально на основе ответов можно судить о психологии человека, понять его прошлое и предсказать будущее поведение.
Тестирование и результаты
Стимульный материал к тесту Роршаха – 10 карточек с симметричными изображениями, которые создаются чернильными пятнами, мало напоминающими очертания чего-либо конкретного. Половина карточек цветные, половина – чёрно-белые. Задача испытуемого – рассказать и детализировать, что он видит на картинке. Время прохождения теста неограниченно.
Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?». После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности. Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ. Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа. Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем определенных математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом. Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.
Человек не знакомый с нюансами психодиагностики может предположить, что в процессе описания изображения задействовано творческое мышление. На самом же деле наше воображение лишь украшает ответ, но сам его поиск продиктован другими механизмами, не относящимися к фантазии. Роршах был уверен, что те образы, которые в чернильных пятнах видит каждый человек, продиктованы индивидуальными особенностями и качествами личности. Это на первый взгляд кажется, что разглядеть что-нибудь в кляксе задача не особо трудная – фантазируй сколько хочешь. Но наш мозг в данном случае проделывает достаточно сложную работу.
Отправная её точка – отсутствие даже малейшего представления о том, что изображено на карточке. Эта неопределённость запускает ассоциативное мышление, где возникшие образы относятся к сфере осознанного лишь частично. Череда таких ассоциаций объединяется в более сложные образы, и уже на их основе воображение завершает формирование комплексного, логичного представления. Такая цепочка психических актов позволяет выявить те психологические особенности, которые и определяют индивидуальность каждого человека. В этом и заключается основное отличие теста Роршаха от других проективных тестов (тестов, где скрытые эмоции или внутренние конфликты определяются через реакцию на неоднозначные стимулы, проецируемые на участника в ходе тестирования). Его стимульный материал «чистый» — предложенные картинки бесформенны и неопределенны, что исключает любую внешнюю направленность ассоциаций.
После того, как испытуемый завершает работу с чернильными пятнами, его ответы оцениваются специалистом с точки зрения двух характеристик: формальной и содержательной. Формальная оценка ставится на основе особенностей организации восприятия. Анализ в таком случае может строиться на следующих аспектах:
- Оперирование образом в пространстве (использовано всё пятно или только его часть);
- Избирательность восприятия (сильная реакция на цвет или преимущественно реакция на цвет);
- Динамичность или неподвижность образов;
- Очерёдность реакции.
Оценка по содержанию позволяет судить об особенностях построения ассоциаций. Она относится к одной из четырех категорий: люди, животные, предметы, фантастические образы.
Способы обработки и интерпретации даже самых распространённых ответов по каждому из этих двух классов оценок – процесс подробно описанный и достаточно сложный, здесь я не буду его подробно описывать.
Обычно итогом тестирования является примерный уровень интеллекта, оригинальность (или, наоборот, банальность) мышления, особенность эмоционального реагирования испытуемого.
Если у вас есть вопросы, которые Вы готовы задать психологу и повысить качество своей жизни, то обращайтесь к нам:
Сообщество Психология для жизни
https://vk.com/public216370453