Найти тему

Забытые имена русского театра: Антон Крутицкий

3 февраля 1781 года состоялась столичная премьера комической оперы "Мельник — колдун, обманщик и сват" А. Аблесимова на музыку М. Соколовского. Популярность этой пасторальной оперы-сказки оказалась невероятной: её показали 27 раз за сезон (для сравнения — "Недоросль" Д. Фонвизина был дан 8 раз) с полными аншлагами и восторженными рукоплесканиями зрительного зала. Роль Мельника стала счастливым дебютом Антона Михайловича Крутицкого (1754-1803). Его не просто заметили — на молодого артиста обрушилась слава. Сама Екатерина II приказала ему после спектакля явиться в царскую ложу в костюме своего персонажа, и пожаловала ему дорогие часы.

Портрет А. И. Крутицкого. Неизвестный художник.
Портрет А. И. Крутицкого. Неизвестный художник.

Родился Антон Крутицкий в Москве, в семье гарнизонного сержанта, и на одиннадцатом году, оставшись сиротой, был отдан в Московский воспитательный дом. Это благотворительное учебное заведение было основано царицей Екатериной, и давало возможность детям обоего пола получить неплохое по тем временам прикладное образование. Мальчиков обучали грамоте, математике, истории, основам иностранных языков, башмачному, перчаточному, красильному делу, дворовой и огородной работе, и даже азам медицины. Трудно сказать, кем бы стал Антон Крутицкий, не будь в Московском воспитательном доме любительских театральных постановок. Их организовал немецкий лекарь Карл Книпер, который решил набрать из числа воспитанников собственную труппу и открыть частный общедоступный театр на манер европейских "для развлечения уважаемой публики" (впоследствии — Вольный Российский театр). Приглашённый педагог, актёр по фамилии Калиграф, заметил в Антоне Крутицком большие способности, и взялся за его индивидуальное обучение. Старания его не пропали даром. Когда Книпер привёз свою вполне уже сформировавшуюся труппу в Петербург, Крутицкий моментально обратил на себя внимание.

Не обладая выгодной для сцены наружностью, — маленького роста, рябой, с небольшими глубоко посаженными глазами, — он брал живостью, эмоциональностью, выразительной мимикой, естественной манерой игры. По отзыву одного газетного рецензента, у Крутицкого лицо было "как будто сжатое с обеих щёк, нос вострый, губы малые, но необычайно живой взгляд..."

Сюжет комической оперы о хитром Мельнике следующий. Крестьянин Анкудин хочет выдать дочь Анюту за "детину-хлебопашца", а его жена Фетинья — "за дворянского сыночка", так как самой ей "исстари случилось быть дворянского отродья". Но Анюта влюблена в Филимона, который прибегает к помощи мельника Фаддея, чтобы устроить свою судьбу. Фаддей (по деревенским понятиям — колдун, так как жернова мельницы "по древнему поверью" помогает вертеть нечистая сила) обещает помочь делу, и после ряда смешных шарлатанских выходок сватает Филимона. При этом родители остаются полностью удовлетворены: Филимон, оказывается, однодворец, а стало быть — одновременно и дворянин, и хлебопашец. Пьеса в шутливой форме высмеивала веру в колдунов, и главное действующее лицо здесь, конечно, плут и пьяница мельник, который пользуется наивностью и суеверием односельчан.

Не сохранилось подробного описания, как именно играл эту роль Крутицкий, зато в хронике русского театра указано, что успех был грандиозный. Один вельможа, увлечённый его игрой, бросил на сцену кошелёк с золотом и приколотой запиской: "Мельнику". Нужно понимать, что жанр комической оперы подразумевал не только умение рассмешить зал; требовалась музыкальность, умение выстроить пластический рисунок (не будем забывать, что режиссёрского театра в то время ещё не существовало) и передать особый национальный колорит. Аблесимов, помимо искусного построения комедийного сюжета, стремился не к строгому соответствию формальным требованиям жанра, а к воплощению на сцене русского народного быта. Это стремление чувствуется в языке — живом, близко передающем народную речь; в тщательной обрисовке художественных образов (благодушный Анкудин, сварливая Фетинья, смекалистый и находчивый Фаддей). Автор умело подмечает характерные детали (например, клячонка Анкудина, на которой тот добирается до дома, сама идёт в ворота), широко использует фольклорные материалы. Всё это предъявляло серьёзные требования к актёру, и Крутицкий блестяще справился со своей задачей.

По отзыву современника, особенно неподражаемо передавались Крутицким в роли Мельника "манеры, ухватки простонародные". Об этом же говорится в другом отзыве: "Выговор, шутки, пляска с припевом простонародной песни, — словом, все мельчайшие оттенки, свойственные нашим русским мельникам, в нём видны были".

Первоначальная музыка к опере "Мельник — колдун, обманщик и сват", к сожалению, тоже не дошла до наших времён. Уцелели лишь фрагменты её второй редакции, принадлежащей перу известного русского композитора XVIII века Евстигнея Фомина, автора нескольких аналогичных произведений. Однако и по ним заметно влияние русской народной песни, слышны обработки мелодий "Как ходил, гулял, молодчик", "Вы реченьки, реченьки", "Земляничка-ягодка" и других. Комическая опера не знала разделения актёров музыкального и драматического театра, поэтому требовала от исполнителя если не одарённости, то высокого уровня мастерства во всех видах сценического искусства. Антон Крутицкий сочетал в себе драматическое дарование с вокальными данными, мог играть и простолюдинов, и щёголей.

В историю театра этот артист вошёл как выдающийся исполнитель ролей Цыфиркина ("Недоросль"), председателя ("Ябеда"), мольеровских стариков ("Скупой", "Сганарель", "Мещанин во дворянстве"). Князь Шаховской писал о нём, как о превосходном комическом актёре: "Зная многие европейские театры, я никого не видел лучше в мольеровых комедиях... Он дошел до совершенства!" Автор "Ябеды" Капнист был так очарован исполнением Крутицкого, что подарил ему права на первое издание пьесы вместе с гонораром. Что касается оперных партий, то, кроме коронной своей роли Мельника, были ещё Скрягин ("Двое скупых"), Фирюлин ("Несчастье от кареты"), Окутьев ("Счастье по жребию") и множество других.

Когда труппа Книпера была распущена, Крутицкий поступил в придворные актеры, где тоже неизменно пользовался успехом. В 1797 году император Павел I увидел его в роли Гарпагона, вызвал к себе после спектакля, говорил с ним около получаса, и щедро одарил. Из документов Императорских театров видно, что Крутицкого Павел очень ценил, оказывал ему высочайшую поддержку ввиду большого таланта. Громкое актёрское имя позволило ему получить должность инспектора по драматической части, от которой он был освобождён также лично Павлом, чтобы "не отвлекать артиста от изучения новых ролей". На этот пост обычно избирались сроком на полгода; Крутицкий занимал его несколько лет, получая квартиру и щедрое жалованье.

Лебединой песней Крутицкого была роль старосты Федота ("Лиза, или Торжество благодарности"). Вскоре после премьеры он тяжело заболел, поехал лечиться в Ревель и умер там в 1803 году. Оставшимся четырем малолетним детям, мать которых умерла ещё раньше, было назначено по 1000 рублей "в пенсию" до совершеннолетия.

Читайте другие статьи из цикла "Забытые имена русского театра" в подборке "Из истории русского театра" на нашем канале.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц