Найти в Дзене
Из истории русского театра

Из истории русского театра

В подборке собраны исторические статьи, рассказывающие о русском театре, его людях их судьбах.
подборка · 70 материалов
Забытые имена русского театра: Надежда Рыкалова
"Я была занята в целом ряде пьес Островского, но особенно мне удавалась Кабаниха в "Грозе". Я участвовала в первом ее представлении [...] Катерину играла тогда Косицкая, лучшая из всех Катерин. [...] Островскому постановка "Грозы" очень понравилась. Я за себя очень боялась, так как все время болела и играть пришлось с одной репетиции. Помню, как за день перед спектаклем Островский прислал мне письмо, спрашивая, буду ли я играть, и, хотя я чувствовала себя плохо, ответила согласием. [...] Александр Николаевич был необыкновенно ласков и обходителен со всеми...
Забытые имена русского театра: Мария Роксанова
О первой в истории Московского Художественного театра исполнительнице Нины Заречной в "Чайке" историки чаще всего пишут, что она с этой ролью не справилась. А. П. Чехов был категорически недоволен её работой, требуя заменить её другой актрисой ("играла отвратительно, всё время рыдала навзрыд..."). Но стоит ли ограничиваться лишь этим субъективным суждением, даже если оно принадлежит автору пьесы? И даже если он прав, — только ли Роксанова была виновна в том, что образ Нины ей не удался? "Слава зависит от тысячи пустяков...
Алексей Максимов: "актёр строгого государя"
25 марта 1813 года в Царском селе под Петербургом появился на свет Алексей Михайлович Максимов (по сцене Максимов 1-й), актёр-загадка, обладавший необъяснимой притягательностью и "магическим", по отзывам современников, драматическим талантом. Будучи далеко не красавцем, он имел оглушительный успех в ролях "первого любовника" — зрительницы находили в его болезненной худобе, бледности и тяжёлом взгляде особый аристократический шарм. Между тем, происхождение его было гораздо скромнее, чем круг ролей — Максимов был сыном театрального парикмахера...
Забытые имена русского театра: Иван Сосницкий
Пережив несколько театральных поколений, этот замечательный артист получил от современников звание "деда русской сцены", — его личный репертуар к моменту 60-летия творческой деятельности составлял свыше 550 ролей. Собратья по актёрскому цеху любили его за редкую искренность и доброту, абсолютное отсутствие мелочности, жадности и зависти. Иван Иванович от всего сердца радовался успехам других артистов, помогал, обучал, поддерживал... Увы, сегодня это имя уже почти неизвестно, несмотря на долгую и благородную деятельность во благо искусства...
Щепкин и Гоголь: из истории театральных отношений
Говоря о великом актёре Михаиле Щепкине, невозможно умолчать о его гоголевских ролях, и прежде всего о Городничем в "Ревизоре", где талант Щепкина достиг совершенства. Работая над этой ролью в течение всей жизни, Михаил Семёнович Щепкин поднялся к вершине своего мастерства. Отказавшись от привычной тогдашнему зрителю тенденциозности, он трактовал образ Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского как живое лицо, как явление действительной жизни. Вот как описывает его игру современник: "В Городничем...
К 235-летию со дня рождения М. С. Щепкина
О великом русском актёре Михаиле Семёновиче Щепкине написаны целые тома исследований, воспоминаний, статей. В настоящем очерке невозможно проследить шаг за шагом его богатый, полный событий, взлётов и падений творческий путь. Мы коснёмся лишь нескольких его моментов. "Бойчее всех говорил..." Михаил Щепкин появился на свет в крепостной неволе. Прадед Щепкина был свободным человеком, сельским священником, но дед, обладавший в юности красивым певческим голосом, так понравился местному помещику графу Волькенштейну, что тот, не задумываясь, приказал приписать его в число своих крепостных...