Найти в Дзене

[авто] ПОРТРЕТ. Русские художницы в керамике. Персональный выставочный проект Екатерины Шмелевой.

Фотография с выставочным объектом.
Фотография с выставочным объектом.

Видео-тизер проекта: https://vk.com/shmeleva.ceramics?z=video-211215346_456239026%2Fvideos-211215346%2Fpl_-211215346_-2

Выставочный проект “[авто] ПОРТРЕТЫ. Русские художницы в керамике” ассоциируется у меня с лоскутным одеялом, где множество разрозненных ярких тем и смыслов соединяются в единое целостное гармоничное размышление о сущности и предназначении человека.

Через образы русских художниц конца XIX-XX вв. я искала общие для всех людей факторы, влияющие на становление и самоидентификацию.

Среди героинь: Наталья Гончарова, Зинаида Серебрякова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Любовь Попова, Татьяна Маврина, Мария Якунчикова, Елена Поленова. Выбор художниц обусловлен успехом их работ на вторичном рынке и значимостью их фигур в истории изобразительного искусства.

Проект соединяет мои чувства, эмоции, опыт и взгляд на многогранность женских идентичностей через призму социологии, антропологии, психологии.

На выставке представлено более 20 керамических объектов - ваз и блюд.

Экспозиция предполагает круговой обход и делится на 4 тематических раздела, рассказывающих о факторах, влияющих на становление человека через призму образов с портретов и автопортретов известных русских художниц.

Интерактивная зона позволяет собрать собственный портрет из керамических частиц и в игровой форме поразмышлять над собственной идентичностью. Завершение экспозиции -мой собственный портрет, созданный в режиме реального времени в рамках открытой мастерской.

Возможно, мой взгляд на автопортреты известных и смелых художниц побудит Вас по-другому посмотреть на себя и задать вопрос:

“А каков мой портрет?”

Интерактивный объект выставки "Автопортрет", где зрителю предлагалось составить свой портрет, используя керамические элементы, вдохновленные автопортретами художниц.
Интерактивный объект выставки "Автопортрет", где зрителю предлагалось составить свой портрет, используя керамические элементы, вдохновленные автопортретами художниц.

-3

Выставка проходила в зале “ФОРМА” библиотеки и арт-резиденции “Шкаф”.

“ФОРМА” - открытая мастерская для работы архитекторов, урбанистов и художников. Она подходит для выставок в формате work-in-progress — где посетители могут увидеть работы в процессе создания. Это интересный опыт не только для зрителя, но и для художника: такой формат не только помогает выйти специалистам из зоны комфорта, но и узнать мнение о творчестве, найти новые идеи.

Из интервью Анастасии Гусевой, руководителя пространства, журналу “Собака”.

Раздел "РОЛЬ".

За свою долгую жизнь художница Зинаида Серебрякова создала более 60 автопортретов - это ее излюбленный жанр.

Примечательно, что в изображениях нет ни подчеркнутого трагизма, ни следов драматических событий, которые этой невероятной женщине пришлось пережить.

В карандашных, пастельных, акварельных, темперных, масляных работах прослеживается скорее поиск идентичностей: ролей, увлечений, влияний.

Через образы на этих объектах я предлагаю задуматься над важными для каждого вопросами: как устроена человеческая личность; какие из представлений о человеке действительно укоренены в нашей биологической природе, а какие социально сконструированы?

Раздел "Окружение".

Раздел о восприятии художниц учителями, наставниками, друзьями - теми, кто имел к ним прямое или косвенное отношение.

Композиционная серия ваз “Взросление” основана на портретах Марии Якунчиковой кисти известных художников. Во время ее создания я задумывалась о нелинейности трансформации возраста: переплетении черт маленькой девочки, юной девушки и зрелой женщины.

Отсылка к форме матрешек обусловлена, прежде всего, родственной связью Марии Якунчиковой и Саввы Мамонтов, который считается создателем и популяризатором матрешек.

Раздел "Отношения".

Раздел посвящен поиску взаимовлияния в любовных отношениях. Я сопоставила портреты, написанные мужьями/партнерами художниц, и их автопортреты.

“Я - твое произведение”. Это цитата из письма Натальи Гончаровой Михаилу Ларионову справедлива не в отношении ее самобытного искусства, а в отношении образа художницы, ее имиджа, который Ларионов помогал строить продуманно и планомерно.

Ваза “Союз” создана на основе автопортрета и фотографии Варвары Степаново и портрета кисти Александра Родченко. Образ, созданный в результате работы над вазой, отражает сильный творческих союз двух художников, наследие которых считают азбукой советского аванграда.

Блюдо “Наизнанку” отличается от других объектов экспозиции, отсылает к дисгармоничным отношениям между Марианной Веревкиной и Алексеем Явленским.

Раздел "Время".

Раздел посвящен сопоставлению живописных автопортретов художниц и их фотографий. Как повлияло на жанр автопортрета новое технологическое веяние времени?

На блюдах - образы Натальи Гончаровой, Ольги Розановой, Надежды Удальцовой, Варвары Степановой.

Блюдо “Становление” вдохновлено живописной работой Натальи Гончаровой “Автопортрет с желтыми лилиями” (1907). Название объекта связано с переплетением в это работе различных стилей и направлений в искусстве, которыми вдохновлялась Гончарова: импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм.

Блюдо “Цвет” создано по мотивам автопортрета Ольги Розановой. Название - отсылка к яркому колористическому таланту художницы. Она философски осмысляла значение цвета в живописи. Самое известное ее полотно - “Зеленая полоса”, по значению и ценности сопоставимо с “Черным квадратом” К. Малевича.

Блюдо “Совмещение” создано по мотивам “Автопортрета с палитрой” Надежды Удальцовой. Разбитое блюдо, как агрессивная творческая энергия, направленная на создание принципиально нового отношения к себе в искусстве, в котором не существует норм и правил.

Блюдо “Варвара” является отражением идентичности Варвары Степановой - яркой представительницы конструктивизма.

Последний выставочный объект - мой собственный портрет в керамике был создан в формате открытых мастерских и тематически замкнул экспозиционное пространство.

Афиша лекции.
Афиша лекции.

Лекцию можно послушать по ссылке: https://vk.com/shmeleva.ceramics?z=video-211215346_456239027%2Fvideos-211215346%2Fpl_-211215346_-2

ССЫЛКИ.

1. Избранные объекты выставки с описаниями: https://vk.com/album-211215346_289351709

2. Интервью «Разговор о чем-то большем» со студенткой-искусствоведом Академии Штиглица (стр. 8-9): https://vk.com/doc170916111_635698178?hash=dpDtX6z50bnddbhotQ4XM1P3tV32hqbeYqQ0brVTN8k&dl=fGf0kPpDVkWhW8vS4OgEqCtyx7FJ6Lg6pHhCULFPKzL

3. Анонс открытой мастерской в рамках выставки: https://vk.com/shmeleva.ceramics?w=wall-118637569_6591

4. Репортаж телеканала МОСТ (СПБГУ) об открытой мастерской в рамках выставки: https://www.youtube.com/watch?v=_4wZwBpIvx8&feature=emb_title

5. Арт-медиации в рамках выставки: https://vk.com/shmeleva.ceramics?w=wall-211215346_20