Телефонные мошенники, как правило, располагают персональными данными, которые есть в паспорте или вводятся для оформления заказов через интернет, что зачастую позволяет им входить в доверие жертвы. Но для осуществления фактического списания средств им всегда необходимо вовлечь жертву, тем самым заставить её сообщить недостающую информацию. Чтобы не попасться на крючок, достаточно знать основные схемы мошенников и соблюдать правила безопасности.
Наиболее частый сценарий мошенничества:
- Представление авторитетным должностным лицом (полиция, ФСБ, банк, ЦБ).
Цель — войти в доверие.
- Предлог звонка может быть любым с подтекстом финансовых потерь (оформление кредита, списание средств).
Цель — напугать.
- Оперативная помощь в предотвращении потерь, нет времени думать.
Цель — хищение.
- Хищение.
Цель — незаконное обогащение.
Для осуществления хищения чаще всего мошенники запрашивают:
Коды из СМС-сообщений от банков или мобильных операторов
- позволяет войти в мобильное приложение;
- изменить контактные данные для связи с банком;
- осуществить фактическое списание средств.
Номер карты плюс код из СМС-сообщения
- позволяет осуществить фактическое списание с карты;
- привязать карту к приложению мошенника и осуществлять списания;
- подключить к карте автоплатёж.
Мошенник может не запрашивать данных
- клиент банка осуществляет перевод средств на карту злоумышленника под его руководством.
Если звонок действительно поступил от сотрудника банка, его будет интересовать добровольное волеизъявление клиента в совершении операции, вызвавшей подозрение. С целью верификации личности могут быть заданы вопросы о персональных данных, но никогда сотрудник банка не попросит назвать код из СМС, полный номер и/или CVV-код карты, пароли от личного кабинета, не принуждает оформить кредит и т. д.
Запомните: в случае выявления мошенничества сотрудник банка может рекомендовать только официальное обращение в кредитную организацию и полицию с заявлением о хищении средств. Все иные предлоги, подразумевающие необходимость предоставления данных, якобы для отмены операции, обнуления кредитной заявки и т. д., — мошенничество.
Анастасия Филиппова, руководитель центра фрод-мониторинга МТС Банка
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной