Удивительная вещь – известность. Она возносит на вершину и навсегда оставляет в истории культуры имена одних гениев. И предает забвению имена других. Или в богато одаренной личности выбирает только один талант, а другие будто и не замечает, нивелирует их ценность. Вот пишу для вас эту статью, а сама думаю: насколько же неполным получается наше представление о культуре! И какие же сложные механизмы были задействованы для того, чтобы пестовать эту избирательность!
Для меня открытием было, что одаренный поэт Максимилан Волошин оказался и не менее одаренным акварелистом. А вы, дорогие читатели, видели акварели поэта? (Специально для вас поставлю в конце статьи фотографию Волошина у мольберта.)
Максимилиан Волошин – известный русский поэт, художник-пейзажист, переводчик, критик. Он обрел славу еще при жизни. В поэзии он был живописцем, в живописи – поэтом. Его следы сохранились не только в крымской почве, но и в почве русской культуры – в искусстве, поэзии, философии, живописи. Поэт, которому удалось соединить палитру художника и слово, искусствовед, краевед – Максимилиан Волошин.
Волошин решил заняться живописью, чтобы иметь профессиональное суждение об этом виде искусства. В 1913-м ему покорилась техника темперы, а спустя год он мог похвастаться своими первыми работами – этюдами, выполненными акварелью – «Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью». Максимилиан работал на акварельной бумаге плохого качества, поэтому выработал привычку работать так, чтобы не допускать никаких помарок и исправлений.
Пейзажи Волошина напоминают мне работы не менее талантливого человека, его ровесника, – композитора и художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса. Смотрю на эти удивительные пейзажи, и видится земля. Такая, что существовала в архаические времена, когда еще и человек-то не был создан. Такая, что была воспета в мифах и сказках. А позже – в сагах. Жесткие склоны гор смягчаются пастельной палитрой. Небо грандиозно и бесконечно. Вода – то спокойная, то встревоженная. В этих пейзажах и намека нет на существование человека или животного. Только скудная растительность.
Давайте, дорогие мои читатели, учиться видеть дальше своего носа. Давайте учиться видеть счастье и сквозь застящие взор проблемы. Смотрите, на какой прекрасной земле мы живем! И ведь нам есть Кого за это благодарить. Правда?
А вот статья Хрустальная ясность пейзажей: польский акварелист Михал Ясевич.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.