Найти тему
MILITAN

Спасение экипажа бомбардировщика В-25 из саговых болот

Ранним утром 27 июля 1944 года четыре бомбардировщика B-25H из 418-й эскадрильи ночных истребителей 5-й воздушной армии США взлетели с аэродрома на острове Вакде (Новая Гвинея). Их целью были японские корабли снабжения в районе полуострова Фогелькоп. Одним из бомбардировщиков (№ 43-4422), управлял молодой первый лейтенант Айра "Херки" Барнетт. В его экипаж входили, лейтенант Томас Райт (штурман), сержант Питер Уипленд (радист) и сержант Гарольд "Шеф" Тантаквиджен (хвостовой стрелок).

Во время полета над заливом Мак-Клур, лейтенант заметил японскую баржу.

Четыре самолета перестроились для атаки, причем самолет Барнетта замыкал строй. Группа шла на малой высоте, чтобы провести, уже отработанную, топмачтовую атаку. Первые бомбардировщики не попали в баржу, и только одна бомба с самолета Барнетта угодила в корму. С позиции заднего стрелка Тантаквиджен наблюдал за попаданием, когда увидел множество вспышек и трассеров летящих в их сторону.

Японцы ответили и смогли поразить два американских самолета, одним из которых был самолетом Барнетта. Бомбардировщик получил тяжелые повреждения правого двигателя и рулей. Стало понятно, что вернуться в Вакде не получится, это означало, что нужно готовиться к жесткой посадке. Из-за интенсивного японского судоходства в этом районе, а также наличия вражеской авиабазы на соседнем острове, было решено приземлиться на Фогелькопе, примерно в 60 километрах от побережья.

Сажали самолет на саговое болото.

Однако мягкость грунта все равно не спасла самолет от опрокидывания и столкновением с деревом, от которого он разломился надвое. Находящихся в задней части самолета Уипленда и Тантаквиджена буквально выбросило из бомбардировщика. Последний получил лишь незначительные ушибы, а вот сержант Уипленд серьезно травмировал правую ногу.

Летчик другого самолета, лейтенант Сорбо, наблюдал за терпящим крушение бомбардировщиком Барнетта и отметил на карте место приземления. По возвращении на Вакде он передал координаты в штаб. Командованием был отдан приказ о проведении спасательной операции. Поскольку Барнетт приземлился не далеко от крупной реки, он полагал, что спасать их будут по воздуху, летающая лодка Каталина сможет легко это осуществить. Но у командования было другое мнение и спасать их будут по суше. В этом регионе проживали дружественные союзникам папуасы, и с некоторыми деревнями уже были налажены контакты.

Операцию поручили отряду индонезийских солдат Королевской голландской Ост-Индской армии, которым командовал младший лейтенант Луис Рапмунд.

Для усиления им придали четверых солдат из австралийского коммандос, под командованием капитана Уильяма Гиллеспи; специалиста по выживанию из 5-й воздушной армии США штаб-сержанта Дональда Брикнера; и восеми солдат из 41-й пехотной дивизии, возглавляемые мастер-сержантом Виктором Краузе.

-2

4 августа две летающие лодки Каталина 2-й аварийно-спасательной эскадрильи доставили спасательный отряд в устье реки Кайс.

В соседней папуасской деревне были организованы каноэ и гребцы и группа отправилась в верховья реки. Прибыв в деревню Кампонг-Бароэ, Рапмунд узнал от местных, что значительное количество японских солдат движется в этот район с севера. По иронии судьбы, японцы искали выживших с барж, которые были потоплены союзными бомбардировщиками ранее. Командиру пришлось разделить команду. Он и половина пехотинцы остались в деревне, а остальные, под командованием капитана Гиллеспи, отправилась к месту крушения.

Через 48 часов в деревню прибыли японские солдаты (90 бойцов) и их ждал большой сюрприз. В результате удачно спланированной засады, большая часть японских солдат была нейтрализована, другая часть захвачена в плен.

"Позже было решено отправить четырех японских офицеров на авиабазу в Биак для допроса. Находясь в воздухе пленники попытались одолеть охранников. В результате чего, один был застрелен и выпал с борта, может и не сам."

Тем временем на земле, спасательная группа капитана Гиллеспи поднялась вверх по реке и примерно за четыре дня достигла небольшой деревни. Оттуда они двинулись вглубь страны, где их ждало довольно неприятное путешествие по болотам и топям.

Экипаж сбитого бомбардировщика почти ежедневно получал провизию по воздуху.

Первый самолет доставил им рацию, чтобы иметь возможность связаться со спасательным отрядом и самолетом, осуществляющим регулярное снабжение. Им очень повезло, что с ними был Тантаквиджен, коренной американец, он имел большой опыт выживания в диких условиях. Ежедневным рационом стали лягушачьи лапки, как сам он говорил, "чтобы разнообразить питание". Он настолько обжился в новых условиях, что место их нахождения было отмечено на карте, как "аэродром Тантаквиджен".

"Рана на ноге Уипленда нуждалась в постоянном уходе, было необходимо во чтобы то ни стало избежать заражения. Хотя все меры предосторожности и были приняты, Барнетт и Тантаквиджен обсудили возможность ампутации, у индейца был огромный охотничий нож, достаточно хороший, чтобы сделать это."

16 августа спасательный отряд добрался до места крушения.

Они нашли экипаж в хорошей форме и в отличном настроении, а теперь им предстояла трудная дорога назад. Группе потребовалось четыре дня, чтобы добраться обратно в Бароу, а 18 августа 1944 года экипаж был уже доставлен в порт Голландия. Трехнедельная спасательная операция в тылу врага закончилась, но это не вся история.

Экипаж B-25 43-4422 после возвращения в Биак 19 августа. Айра Барнетт (задний ряд, третий слева с сигаретой), Том Райт (задний ряд, четвертый слева); Пит Уипленд (задний ряд, пятый слева); и Гарольд “Вождь” Тантаквиджен (нижний ряд, крайний справа).
Экипаж B-25 43-4422 после возвращения в Биак 19 августа. Айра Барнетт (задний ряд, третий слева с сигаретой), Том Райт (задний ряд, четвертый слева); Пит Уипленд (задний ряд, пятый слева); и Гарольд “Вождь” Тантаквиджен (нижний ряд, крайний справа).

В январе 2019 года небольшая команда из пяти голландцев отправилась по следам спасательного отряда.

Они поднялись вверх по реке Кайс, чтобы найти обломки B-25 потерянного в болотах Новой Гвинеи 75 лет назад. Несмотря на их усилия, они не смогли найти место крушения, местность оказалась слишком сложной. Но экспедиция не покинула этот район с пустыми руками.

По пути обратно им удалось встретиться с неожиданным участником той истории, последним выжившим папуасом, который помогал в поиске потерпевшего крушение экипажа. Девяностолетний Паулюс рассказал, что в 1944 году ему было 15 лет, и он управлял одним из каноэ в те дни. В 2021 году команда планировала вернуться в Западное Папуа и еще раз поискать место крушения B-25, взяв с собой более современное оборудование. Остается неизвестным, состоялась ли эта экспедиция.

-5
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!