Во-первых, важно сказать, что это нормально, когда родители или опекуны спорят и не соглашаются друг с другом. В глазах ребенка поведение родителя — это модель совладения с жизненными трудностями. Взрослый ответственен за ссору и ее форму – как он конфликтует, как обходится со своими чувствами в процессе спора, уважает ли он своего партнера, пытается ли его выслушать, чувствует ли он себя ответственным за разрешение конфликта, какие стратегии ее разрешения использует. Для ребенка это важный пример того, как регулировать отношения с людьми.
Есть разница в формах конфликтов. Интенсивный эмоциональный спор напугает ребенка, может поселить фантазии о скором разрыве отношений, поэтому стоит это делать вне его присутствия. Однако, спорить и решать важные для семьи конфликтные ситуации в более спокойном состоянии — можно. Так ребенок увидит, что достижение компромиссов возможно.
Важный способ минимизировать вред от ссоры – это не вовлекать в нее ребенка. В традициях семейной системной терапии, семья делится на родительскую и детскую подсистемы. Нежелательно вовлекать ребенка в спор, так как это может навести путаницу относительно его места и роли в семье. Ребенок ожидает от родителя четких границ, которые понижают его тревогу и дают необходимые рамки поведения. Так он чувствует, что о нем заботятся.
Если так произошло, что ребенок сам стал участником ссоры или попросил остановиться, стоит прекратить. Так он может почувствовать, что его желания и слова значимы. Можно договориться поговорить о проблеме позже. Можно, например, извиниться перед ребенком за то, что он оказался втянутым в процесс спора. Это восстанавливает границу между подсистемами в семье и успокаивает ребенка.