Продолжение темы определения своей миссии, предназначения и призвания
В теории Психосанитас, которая является частью интегративной психологии, рассматривает развитие личности как закономерный последовательный процесс, разделяющийся на три глобальных ключевых этапа.
Первый этап - начальный уровень развития личности. Он предполагает, что человек приходит в этот мир с отсутствием знаний, умений, навыков и начинает познавать этот мир, осознавать себя, определять причинно-следственные связи происходящих событий с помощью других людей. Этот период называется уровень Ученика. На этом уровне понятие миссии даже не рассматривается, поскольку предназначение только раскрывается, человек плохо осознает, что у него уже есть в качестве врожденных качеств и уже приобретенных с момента раннего детства. Ученик полностью ориентирован на социум, откуда ему приходит информация в качестве обратной связи – что он сам из себя представляет и чему он должен научиться. Человек на уровне личностного развития Ученика очень нуждается в Учителе, поскольку испытывает сложности в самостоятельной оценке происходящих событий, что для него хорошо, а что плохо, боится совершить ошибку в принятии даже самых незначимых решений и это приводит к пассивности, инертности, инфантильности, избеганию ответственности за сделанный выбор. Основная идея, которая движет такими людьми – «Я должен!». В процессе получения навыков и жизненного опыта, человек начинает идентифицировать себя с различными понятиями, определяет свои собственные границы, появляются категоричные суждения. Если провести параллель с теорией Уилбера, то это уровень развития Маски. Миссия формулируется чаще всего общими словами и из долженствования. Например, «Я должен научиться и потом это передать людям». Или «Я должен служить…»
Выход на следующий уровень развития личности «Мастер» происходит через формирование своего целостного здорового Эго. Для этого фокус внимания переключается с «Я должен!» на «Я могу!». Для этого используется теория В.В.Козлова о триединстве Я–материального, Я-социального и Я-духовного. Расширение и укрепление каждого из этих Я, а затем их гармонизация, позволяет человеку формулировать свою миссию из полноты своего бытия, из избыточности, из силы. Жизненный потенциал наполняется и распаковывается уверенно, со знанием своих высоких возможностей, проявлением амбиций и притязаний на освоение еще большего пространства.
Если рассмотреть параллель с теорией Уилбера, то это уровень Эго и Кентавра. Это уровень, на котором живут большинство людей, осознающих свои потребности и имеющие амбиции к себе и окружающим их людей. Ведь Мастер так же, как и Ученик, нуждается в других людях, но они ему уже нужны как исполнители его воли, через них он осуществляет в жизнь свои желания. Мастер понимает, что реализоваться в тех направлениях, которые он себе наметил, в одиночку самостоятельно он не может и ему нужны помощники. Чаще всего, он набирает себе Учеников, которых ведет по жизни, помогает им освоить этот мир, делится с ними своим опытом, знаниями, навыками или же это происходит в формате одностороннего использования других людей.
Третий уровень личностного развития, высший уровень «Творца» требует от человека совершенно иное отношение к миру и к себе. Выйдя на уровень Творца, человек осуществляет свои замыслы без чьего-то влияния и помощи других людей, это сугубо индивидуальный процесс, который не зависит ни от кого, ни от каких условий, только от осознанности и мотивации самого человека. Этот уровень личностного развития характерен тем, что человек перестает нуждаться в других людях, он уже не обусловливает свою реализацию, достижение своих целей с целями и желаниями других людей. Принцип, по которому живет Творец звучит, как «Я могу!». Человек, находящийся на высшем уровне личностного развития творит, т.е. создает свою жизнь в максимальной свободе собственной воли, организует связи с другими людьми и миром на уровне взаимного уважения и созидания.
По Уилберу это трансперсональный уровень и уровень Единения. На третьем уровне сознания «Творец», размываются все границы между всеми понятиями и остается одно несомненное – Я могу! И здесь мы опять можем видеть отсутствие понятия миссия и предназначение. Личность человека становится миссией, а вся его жизнь – предназначением. Все, что человек на этом уровне сознания делает, является реализацией своего предназначения.
Можно предположить, что человек в самом начале своего рождения и до периода социализации, не задается вопросами миссии, предназначения, призвания, нет границ и его сознание находится на уровне Творца, он един со всем миром, который его окружает. Но он не может творить свою жизнь осознанно, так как его психические функции еще не сформировались в необходимом объеме. Человек един с этим миром, но не осознает этого. И только пройдя долгий тяжелый путь принятия своей миссии, формирования и раскрытия своего жизненного потенциала, получив навыки ответственного поведения и социализации, может наступить момент, когда все границы уходят, все понятия исчезают, проживается сознание единения и человек становится истинным Творцом своего мира. Не пройдя путь исследования своей психической реальности, не раскрыв жизненный потенциал, не осознав свою высшую миссию и призвание, будет невозможно развивать свое сознание. В таком случае, человека ждут глубочайшие разочарования, чувства, что живешь не своей жизнью, что не сделал для чего был рожден, экзистенциальные кризисы. Опора на свои сильные стороны, свои достижения, положительный опыт, освоение необходимых навыков, успешное получение и применение на практике знаний, обеспечат личности удовлетворение от жизни и уверенность в будущем.
Главный критерий оценки, что человек реализует свой жизненный потенциал и призвание - это отсутствие сомнений в том, чем он занимается, где работает и наличие удовлетворения от результата своего труда.
Дифференциальная психодиагностика личности цифровыми новейшими технологиями. Определение личностного потенциала и наследственного предназначения.
Обращайтесь +7922 211 81 38
Автор: Вайсман Сергей Ефимович
Психолог, Доктор психологических наук
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru