Болезни, которые еще 50 лет назад считались «старческими», в последние годы стремительно молодеют. Мы попробовали разобраться в возможных причинах этого явления.
Общепризнано мнение о том, что человек является одновременно и биологическим, и социальным существом. Оставим пока в стороне социальную суть человека и поговорим о его биологии.
Родившийся человеческий ребенок наделен полным набором программ (биологических инстинктов), необходимых для его выживания: он дышит, двигается, сосет материнскую грудь. Его программы запускаются постепенно по мере взросления и обеспечивают в том числе и научение маленького индивида.
Ученые сходятся во мнении, что набор биологических программ, обеспечивающих выживание человека и формирование его рефлексов, закодирован в структуре ДНК и передается по наследству. А вот как активируются те или иные программы? Вполне возможно, что здесь работает биологическое запечатление, или импринтинг.
Основатель теории импринтинга Конрад Лоренц определил это явление как закрепление в памяти признаков объектов, ложащихся в основу формирования моделей поведения. Импринтинг возможен только в ограниченные периоды жизни, в основном в раннем неосознанном возрасте.
Процесс запечатления несет важную биологическую роль: он позволяет «включаться» тем врожденным программам, которые уместны и эффективны в данных условиях жизни.
В качестве примера рассмотрим механизм формирования баланса обменных процессов в организме человека.
Для получения энергии существует 2 полноценных природных механизма: углеводный и жировой. В первом случае энергетическим «сырьем» служит глюкоза, во втором – жиры. Биологическая программа обменных процессов очевидно запускается еще в материнской утробе: клетки эмбриона получают питание от организма матери.
Понятно, что у беременной женщины уже есть определенный баланс обменных процессов. Материнский баланс запечатлевается развивающейся нервной системой ребенка и становится частью его рефлексов. В дальнейшем организм родившегося человека будет требовать привычный для него «строительный материал».
И вот тут не обойтись без социального аспекта.
Питание современного «западного» человека, в том числе и будущих мам, основано на высокоуглеводистой пище. Так называемая пирамида питания, рекомендованная диетологами, в своей основе содержит крахмалистые продукты – злаки, каши. Кроме всего прочего в моде вегетарианство и сыроедение, бездумно взятое из другой культуры и эффективное при совершенно иных климатических условиях. Животный белок часто ассоциируют с ядом.
Попадая в организм, углеводистая (любая растительная) пища повышает уровень глюкозы (сахара) в крови. Глюкозу из крови необходимо удалять, поскольку ее крупные молекулы препятствуют переносу кислорода к тканям. Здоровый организм реагирует быстро – поджелудочная железа выделяет в кровь гормон инсулин, при участии которого молекулы глюкозы перемещаются из крови в клетки внутренних органов. Под действием инсулина уровень сахара в крови приходит в норму, а глюкоза попадает в клетки, где включается в цикл реакций выделения энергии.
Как только глюкоза «покидает» кровяное русло, организм снова начинает испытывать чувство голода. Рафинированные(очищенные) углеводы, из которых в основном состоят современные продукты питания (в том числе и крупы злаковых культур, освобожденные от семенных оболочек), неспособны вызвать долговременное чувство насыщения. Постоянные «перекусы» приводят к избыточному выделению инсулина, который одновременно активирует синтез жиров из избытка глюкозы и отложение их в жировом «депо». Избыточное выделение инсулина ведет к перенапряжению поджелудочной железы и нарушает обмен холестерина в организме. А это – путь к сахарному диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям.
При этом естественный жировой способ получения энергии в клетке угасает - углеводы переваривать легче, да и недостатка в них нет.
Возможно, импринтируя в материнской утробе матрицу баланса обменных процессов, ребенок уже рождается с повышенной чувствительностью к углеводам. Плюс молочные смеси первого года жизни, богатые углеводами, плюс ранний прикорм кашами – к годовалому возрасту в программе биологического выживания младенца закрепляется стойкая модель пищевого поведения.
Эта модель закрепляется социальными программами – питанием в семье, в детских учреждениях, наличием в продаже большого количества «диетических и полезных» продуктов с большим количеством рафинированных углеводов (консервированные соки, хлопья, мюсли и т.д.)
В последние годы резко выросла детская заболеваемость инсулинзависимым сахарным диабетом (диабетом I типа). Его причина - сбой в регуляции организма, при котором собственная иммунная система начинает "атаковать" островки Лангерганса – группы клеток поджелудочной железы, которые вырабатывают инсулин. Это приводит к постепенному прекращению выработки собственного инсулина.
Если согласиться с предположением, что именно избыточное выделение инсулина в следствии высокоуглеводного питания является причиной многих заболеваний, то логично сделать предположение о том, что иммунная атака клеток вырабатывающих этот гормон, является просто иммунной защитой организма. Таким образом организм сам ограничивает количество инсулина для того, чтобы человек перешел на более здоровое белково-жировое питание. Но этого не происходит - инсулин или его аналоги вводятся извне, чтобы спасти человека. И круг замыкается.
Возможно, аналогичным образом можно объяснить увеличения проявления в детском возрасте и других аутоиммунных заболеваний.
Как объяснить «омоложение» серьезных заболеваний. Сбоем биологических программ?
Вполне логично, что массовость этого явления - сигнал к срочному изменению моделей пищевого поведения человека.
Мы подробнее поговорим об этом на нашем бесплатном курсе "Настройки питания для гормонального здоровья" Регистрируйтесь по ссылке https://vk.com/app6379730_-78284615#l=95
и получайте в подарок нашу специальную инструкцию "Здоровье или смерть: настройте всего один гормон!"
💡 Молодость «старческих» болезней – в чем причина?
30 января 202330 янв 2023
75
4 мин