Есть у нас с женой такое, как его называют на английском, guilty pleasure - время от времени смотреть полную лабуду и получать своеобразное удовольствие от увиденного. Так намедни мы ознакомились с новым фильмом легендарного Александра Невского "Нападение на Рио Браво". Полноценного юмористического обзора от Badcomedian еще когда дождешься, так почему бы не оценить непосредственно соригинал?
Прежде чем перейти к эпической битве Невского с псами из банды "Адские легавые", разберемся с названием. Действие происходит в крошечном (насколько позволял бюджет на декорации) городке Слепая Часовня. Тогда почему нападение на Рио Браво?
Ответ на поверхности для любого, кто мало-мальски знаком с историей вестерна, но об этом чуть позже.
Всю свою карьеру Невский занимался тем, что теперь принято называть "аппроприацией". То есть попыткой присвоить чужие качества - разумеется, с пользой для себя. Начнем с того, что настоящую фамилию Александр поменял на звучный псевдоним. Многие годы (Не)вский называет себя "русским Шварценеггером". Один из его первых фильмов назван "Московской жарой" - простодушный намек на популярный боевик того же Шварценеггера "Красная жара". Недавний проект "Разборка в Маниле" Невский позиционировал, как новую франшизу в духе "Неудержимых" Сталлоне.
Возвращаемся к вестерну. "Рио Браво" - один из самых важных фильмов жанра, снятый в 1959-м году классиком Голливуда Говардом Хоуксом. Актер-легенда Джон Уэйн исполнил роль шерифа, который стал краеугольным образом в иконографии вестерна. Профессионализм, мужество, уверенность в себе, надежность, готовность идти до конца, отстаивая букву и дух закона - персонаж Уэйна идеально воплотил фундаментальные качества мифологии американского Запада.
Как всегда рассчитывая на "мировой успех", Невский делает очевидную отсылку к шедевру, без особой нужды вставляя известные всем поклонникам жанра ключевые слова в название своей продукции.
Я намеренно не буду обсуждать сюжет и персону Невского - уверен, это с присущим ему юмором вскоре сделает Badcomedian. Вряд ли Евгений оставит без внимания новую работу любимого героя.
Я пройдусь по непосредственно кинематографическим качествам "Рио Браво" (сделаем приятное Александру, а заодно ради экономии слов опустим "нападение" - и будем использовать аппроприированное им классическое название).
Пожалуй, самое главное слово, которое характеризует "Рио Браво" - дешевизна. Фильм снят дешево, но не это проблема. Давайте тут остановимся подробнее.
"Пригоршню лир" стоила лента Серджио Леоне "Пригоршня долларов", которая породила феномен спагетти-вестерна. За копейки сделан и знаменитый "Джанго" Серджио Корбуччи. Но кто упрекнет шедевры в отсутствии высоких бюджетов? Двум Серджио пришлось выкручиваться. Например, искать актеров подешевле - и они их нашли. Клинт Иствуд и Франко Неро - неплохо, да? Или нанять композиторов без громкого на тот момент имени - так засияли звезды Морриконе и Луиса Бакалова!
В начале 90-х кинолюбитель Роберт Родригес, подкопив деньжат, буквально несколько тысяч долларов, снял с друзьями "Музыканта" (El Mariachi). Отснятый материал увидели представители крупной студии и были впечатлены очевидным даром и чувством кинематографа у юного автора - так началась впечатляющая голливудская карьера Родригеса.
Проблема "Рио Браво" от Невского не в том, что это малобюджетное кино. Проблема в том, что это фильм, который выглядит как очень дешевое кино, когда авторы, кажется, либо не стараются, либо просто не владеют азами мастерства. Есть дешево снятые фильмы, которые стали классикой; феномен американской индустрии B-movies дал миру много недорого стоивших шедевров.
Вестерн Невского, позиционирующийся как голливудский блокбастер, смотрится именно как копеечно снятое кино с цинично копеечным же к нему отношением со стороны создателей.
Вестерн изначально - один из самых визуально богатых жанров, который дает авторам неограниченные художественные возможности. Вспомните классические фильмы, невероятно красивые кадры бескрайних просторов, силуэты всадников на фоне заходящего солнца - дыхание перехватывает от красоты изображения на экране.
Интересуетесь современными образцами? Сериал "Йеллоустоун", персональный проект Кевина Костнера, выражающий его любовь к образу жизни ковбоев, близостью к природе, верностью традициям. Почти все натурные сцены сняты в т.н. "режиме" - на рассвете или перед закатом, когда свет, цвета, тени выглядят особенно красиво. Да, ловить "режим" дороже, съмочного времени "поймать" можно меньше, нужно больше съемочных дней - зато каков результат! Какая "картинка"!
Теперь посмотрите на кадр вверху. Такими показывают прерии продюсер Невский и режиссер Джо Корнет...
Понятно, что снимать в разгар солнечного дня проще, да и количество съемочных часов в один день сразу увеличивается. Правда, в отличие от "режима" (его еще зовут magic hour) яркое солнце заливает линзы камеры прямым светом, делает "картинку" бледной, лишает ее ярких насыщенных цветов. Что важнее - дешевле или лучше? Каждый отвечает на такой вопрос по-своему.
Кажется, что съемочная группа Невского и Корнета вообще обходилась минимумом осветительной аппаратуры. Посмотрите на фото сверху - такими бледными, обесцвеченными визуальными решениями отличается чуть ли не каждый кадр "Рио Браво".
Может быть, при блеклой невыразительной картинке "Рио Браво" делает упор на крутой action? Сэкономили на съемках в режиме, хорошем операторе, цветокоррекции - зато не пожалели денег на каскадеров и пиротехнику! Как бы не так.
Служители закона держат за решеткой главу банды с пугающим названием "адские ищейки" (hell hounds). Для вашего понимания, так по большей части выглядят инфернальные псы из преисподней: обрюзгшие, пузатые, оборванные, потные мужики средних лет.
А это момент, когда наводящая ужас на округу банда начинает обещанное "нападение", - силами аж десяти всадников, на которых хватило бюджета. Правда, в решающей битве с "псами" Невский, кажется, перебьет людей минимум раза в два больше. Выражаясь языком советской пародии, Джонни видимо, сделал "монтаж" - и десяток конников превратился в человек двадцать пеших бойцов...
Климактическая битва добра и зла. Если вы смотрели, скажем, вестерны Сэма Пекинпа, Клинта Иствуда, Уолтера Хилла еще из 60-80-х, вам хорошо знакомы такие сцены. Представляются летящие из седел в пыль всадники, кувыркающиеся лошади, отчаянная пальба, взрывы динамита, тела, вылетающие через окна или падающие с крыш? Именно в таком духе снял развязку в римейке "Великолепной семерки" Антуан Фукуа в 2016-м. А что у Невского и Корнета в 2023-м?
Не поверите, единственный (и то несложный) трюк в кульминационной схватке - падение с балкона второго этажа. Все.
Герой Невского, представляющий идеальную мишень, просто спокойно отстреливает бандитов одного за другим. Сняты перестрелки без излишней изобретательности. Бах! Злодей падает на землю.
Более того, доложу я вам, т.н. практические эффекты (practical effects) заменены на дешевую графику. Да-да, попадание пуль в тела плохонько нарисованы на компьютере.
То ли экономили на качественной пиротехнике, то ли вообще не было специалиста в съемочной группе, то ли боялись испортить костюмы - не важно. Важно, что на экране такая "кровища" выглядит неубедително.
Забавно, что в титрах "Рио Браво" горделиво заявлен аж цельный fight choreographer (постановщик боевых сцен) Арт Камачо. При участии в фильме Оливье Грюнера, можно ожидать наличие эффектного мордобоя, раз уж перестрелки поставлены без особого блеска. Но и здесь ждет разочарование - Грюнер наносит пару-тройку ударов ровно в одной короткой сцене. Сложно представить, но для постановки этого невероятного "боя" (в котором Грюнер, кажется, с трудом поднимает ногу) и правда нужен хореограф?
В финале авторы решили поиграть в Серджио Леоне. В 60-х маэстро превратил традиционные quick draw (поединки, в которых хладнокровие и быстрота выхватывания кольта иногда важнее, чем меткость) в развернутые торжественные эпизоды фатального противостояния героев под гениальную музыку Эннио Морриконе. С тех пор стиль Леоне имитировали бесчисленное количество раз - удачно, как Сэм Рейми в "Быстром и мертвом", и не очень.
Очевидно, что в "Рио Браво" получилось не очень. Не так сложно имитировать чужие приемы - сложно собрать из конструктора что-то дельное, если у тебя нет навыков и умений. Особенно когда озвучить "напряженные" долгие переглядки героев не может композитор уровня Морриконе или Алана Сильвести (в "Быстром и мертвом").
Очень коротко о Невском. В принципе, все много раз ярко сказано Евгением Баженовым (a.k.a. Badcomedian). Никакой новой гранью таланта Александр в "Рио Браво" не блеснул. Все то же лицо-маска без единой эмоции. Все та жа "ходьба!!!". Все та же харизма уровня ноль.
И самое забавное. В одном из обзоров Баженов сказал, что в каждом контакте Невского содержится пункт, согласно которому его должны возвеличивать реплики других персонажей. Я думал, это шутка, но после просмотра "Рио Браво" уже не уверен. На протяжении всего фильма его называют "огромным", "гигантом", награждают прочими эпитетами, а сам герой Невского произносит шикарную фразу, что, мол, "мало кто на меня похож". Может, Баженов и правда не шутил?
На фоне Невского даже Оливье Грюнер смотрится как сэр Лоуренс Оливье. Извините за каламбур.
В принципе актерские работы в "Рио Браво" обсуждать не имеет смысла. И тем не менее... Маттиас Хьюз.
Ранее я говорил о Леоне и Корбуччи. Когда невелик бюджет, почему бы не провести толковый кастинг и найти ярких молодых или еще не раскрученных актеров - помните как блеснул талантом совсем юный Ди Каприо в "Быстром и мертвом"?
Я не Портос с его известной фразой о том, что он уважает старость, но не в вареном или жареном виде (это относилось к курице, поданной на обед). И все-таки зачем на роль главного злодея, от зловещей харизмы которого во многом зависит успех фильма, снова приглашать постаревшего, явно неважно выглядящего и, давайте честно, не самого харизматичного полузабытого актера?
Что в итоге? В итоге, вернее, в финале Невский обещает "возвращение героя" в сиквеле! Упорство и оптимизм Александра вообще вызывают невольное восхищение. Сиквелы, которых никто не ждет, - смелая затея. Хотя при ТАКОЙ экономии по всем разделам, уверен, что съемочная группа успела наснимать материала на пару фильмов, так что шансы у продолжения наверняка есть.
И, знаете, не покидает странная, на первый взгляд, мысль. "Нападение на Рио Браво" - по ту сторону добра и зла. Провал и халтура по всем фронтам. Намедни мы ржали чуть ли не весь фильм. Это настолько ужасно, что поневоле получаешь специфическое удовольствие. Как говорится, it's so bad, it's good - так плохо, что даже хорошо. И я вполне допускаю что мы решим еще раз поржать над сиквелом. Вот такое оно, своеобразное обаяние "русского Шварценеггера".
P.S.
Вишенка на торте - самый выразительный финальный кадр в истории вестерна. Режиссер, оператор, продюсер - браво! Рио браво! У этого кадра есть все шансы войти в золотой фонд мощных финалов наравне с шедеврами Форда, Леоне, Хоукса и Пекинпа.