Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Почему, несмотря на хорошую компенсацию, мой ребёнок учится в коррекционной школе?

Давно обещала материал о школе и вот наконец настал день, когда я считаю, что накопила достаточно опыта школьной жизни, чтобы что-то утверждать.

Материал разделю на две части. Эта больше про организационные вопросы и почему я выбрала коррекцию, учитывая успехи при Левиных-то исходных, которые я описывала тут:

Моему сыну с сенсомоторной алалией сегодня 8 лет. Рассказываю, с чего мы начинали и куда пришли
Всё об алалии, аутизме и ЗПР29 августа 2022

Сразу скажу, что ребенок учится в классе с программой 5,2 для тяжёлых нарушений речи - ТНР. Хотя сейчас я бы то, что есть у Левы, именно тяжёлым нарушением, не назвала. У сына ОНР4 от силы и то не все логопеды с этим согласны. Короче, сравнительно небольшие дефекты - посторонние давно его понимают без проблем и 90% замечают что-то, только если прямо указать. Но логопедический класс я изначально хотела, так как проблема была не столько в речи, сколько в СДВГ.

Пока он не освоится, этого не видно - я так понимаю, из опаски ведёт себя осторожнее, а значит на порядок спокойнее. Но как только обстановка перестает быть для него незнакомой - всё, "Остапа понесло". Особенно, если вокруг много людей (а в школах сейчас яблоку негде упасть) и много шума.

Мне кажется, его мозг просто перегружается от избытка информации. Сын становится гиперактивным (много бегает-прыгает), перестает слышать не только просьбы и увещевания, но даже авторитарные команды. Про игнор правил и режим "мне захотелось" я вообще молчу. А ещё он очень много говорит. Ага, странная жалоба от мамы, которая 2,5 года лечила и пахала, чтобы от ребенка услышать первые слова :)

Вроде не самые критичные особенности, подумают некоторые читатели. Да. Но теперь представьте себе всё это в обычной школе. У учителя 35-40 человек в классе, идёт урок и тут моему красавцу захотелось поговорить. Или поскакать. Или он вдруг решил, что ему скучно и надо побегать или ещё что-то поделать. Я представила это со всеми исходящими, типа потенциальной травли, и решила, что коррекции быть.

Однако, так как сразу его СДВГ не засечь, логопедические проблемы уже не бросаются в глаза, а уровень интеллекта по Векслеру нормальные 107 баллов, то знаете, что я поначалу слушала в отделе образования? "Ой, что вы выдумываете! Вон какой спокойный ангелочек! Ещё и интеллект хороший. Не надо вам никаких коррекций!" - это к размышлению о том, что далеко не всегда родители виноваты, что ребёнок с проблемами оказался не в том учебном заведении.

Подобное, конечно, льстит. Однако знание, что мой "ангелочек" может устроить треш на ровном месте не давало мне покоя. Поэтому, чтобы получить нужное направление от ПМПК, я схитрила - записала ребенка на групповые занятия к логопеду и психологу при отделе образования, где заседала ПМПК.

Преследовала я тут две цели - и чтобы сын не терял времени, занимался полезными вещами, и чтобы на него, так сказать, в естественной среде посмотрели. Уже через месяц занятий все понимали зачем "ангелочку" коррекция. Бумагу с нужным кодом нам выдали без труда и быстро, так как педагоги ПМПК уже знали, что может/не может Лёва.

Кому-то может показаться странной моя политика. Мол, обычно родители наоборот горой за своих детей, отстаивают право учиться в обычной школе, а автор какая-то очень странная недомать. Но, повторю, мой ребенок не невоспитанный, он не не хочет себя хорошо вести. Он НЕ МОЖЕТ. От того, что я сделаю вид, что всё отлично и пихану его в обычную школу, я сделаю хуже в первую очередь ему.
Так-то я до рождения сына тоже думала, что СДВГ - это выдумка какая-то. Воспитывать, мол, надо лучше! Теперь ем полной ложкой.

В нашем районе мы нашли 2 варианта с речевыми классами. В один не прошли по численности - там школа-сад и в ученики первоочередно набирают из выпускников сада. А во второй попали без труда, так как школа комбинированная и основная её специализация другая - ЗПР. А ТНР класс, который нам был нужен, ощущение, что никого не интересовал, поэтому попали мы легко. Ездить надо, но не криминально далеко - 30-40 минут без пробок займет дорога в одну сторону.

Программа там, вопреки предрассудкам, совершенно обычная - "Школа России". Отличие от нормы в том, что первый класс тянется два года, так как считается, что таким детям требуется немного больше времени, чтобы дозреть. Также из особенностей коррекции - сильный упор на речь. Дети систематически что-то читают, пишут прописи, говорят, учат стихи. В неделю 4-5 уроков и каждый день в этих уроках есть чтение с прописями.

Наполняемость класса по плану 12 человек. По факту на 2-3 человека больше. У нас вот 14 детей. Это позволяет рассадить кого за одиночные парты, кого за сдвоенные. При СДВГ это важно - таким детям лучше сидеть в одиночестве.

Из открытых источников
Из открытых источников

На ПМПК ежегодно, как в саду, не гоняют. Комиссию надо проходить только если ребёнок не тянет программу интеллектуально - тогда после ПМПК ему будет предложен либо перевод в класс ЗПР, либо, если совсем тяжело, отчисление для перевода в школу 8-го вида. Во всяком случае, так мне сказали насчет нашего речевого класса. К сыну пока на этот счет вопросов никаких нет - учится он хорошо.

Классный руководитель у нас имеет не только стандартное педагогическое образование, но и образование логопеда-дефектолога, что большой плюс, так как ей не надо с нуля объяснять, что такое алалия и какие особенности у ребенка по речи и не только.

Впридачу к основной программе школа предоставляет занятия с коррекционными педагогами - теми, кого прописали в заключении ПМПК. У нас это был логопед (для речи) и психолог, соответственно, для уравновешивания СДВГ.

Занятия с логопедом мне тут нравятся меньше, чем были у нас в саду - как-то системы не вижу и, мне кажется, они слишком общие. Но сама логопед уверила, что на дом даёт только базовое (в основном, работа с аграмматизмами) для закрепления, а в школе они отрабатывают основное - рассказы, связность, логичность речи и т.д.

А у психолога с детьми ведут занятия через кооперативные и психологические игры, групповую (на 2-3 человека) песочную терапию. Если честно, её маленький кабинет скорее напоминает комнату снузелен, чем типовое школьное помещение.

Снузелен - это разновидность сенсорной комнаты, применяемая для коррекции аутизма и других неврологических и психиатрических нарушений.

Домашнее задание, вроде как, в первом классе не дают. Но от логопеда и классного руководителя мы все равно получаем инструкции, что надо сделать из логоупражнений, повторение простых математических примеров, прописи.

"Ужас-ужас детей" в коррекции не увидела ни у нас в классе, ни в целом в школе. Муж мне перед первым сентября прочитал несколько лекций о том, какую великую ошибку я совершила, там "плохая компания", вот сын нахватается и всё такое. Но как пришли на линейку, я наблюдала уже его реакцию: "Эээ... Тут что, обычные дети?". И да, там у 97-99% вообще не видно явных проблем. Наблюдаю каждый день на переменах, когда приезжаю за ребенком.

Конечно, я понимаю, что вряд ли они просто так в эту школу попали. Но и типовым страшилкам о коррекционных заведениях школа явно не соответствует. Подозреваю, что большинство контингента всё те же СДВГшки, дети с трудностями в речи, чтении и письме, те, кто не может в математику. Но, в общем и в целом, - это абсолютно типовые дети, да и подростки тоже, не выделяющиеся из общей массы. И да, в таких школах им уделяют на порядок больше внимания, чем в обычных.

Поэтому повторю свой постулат, который я уже ранее оставляла в комментариях:

Коррекционная учебное заведение - это НЕ клеймо. Это более мягкий, щадящий режим для тех детей, что в нем нуждаются.

Именно поэтому я и сад такой выбрала, и школу. А про Левин экшн в школе и мои попытки его разрулить материал будет попозже :)

Спасибо что читаете меня!

Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)