Найти тему
ДТ Иньер

Сертификаты и декларации в период санкций

С момента “включения” санкционного режима в отношении нашей страны в процесс таможенного оформления были внесены значительные изменения, так как импортеры просто физически не могли выполнять определенные требования в силу введенных со стороны иностранных компаний ограничений. В том числе корректировке подверглась и сфера разрешительной документации, наиболее значимые моменты мы обсудим ниже.

В середине марта 2022 вступило в силу Постановление Правительства РФ №353, в котором прописаны особенности ведения разрешительной деятельности для производителей и поставщиков товаров. Документ позволяет отдельным ведомствам продлевать сроки действия ранее выпущенных разрешений, смягчать условия получения лицензий или сертификатов, признавать действующими на территории РФ декларации качества, выпущенные иностранными регулирующими органами и так далее.

Наиболее значимым для импортеров является Приложение №18, согласно которому, например, для подтверждения соответствия качества товара действующим нормам техрегламента в таможню достаточно передать номера и даты оформленных документов, без предоставления оригиналов.

Ранее оформленный на серийный выпуск сертификат или декларация может использоваться любым участником ВЭД без получения доверенности от первоначального заявителя - держателя разрешительного документа.

Особенно следует обратить внимание на п.6, который упрощает режим оценки соответствия для значительной группы товаров - для растаможки будет достаточно предоставить “облегченную” версию декларации. Следует учесть, что такая форма разрешительного документа оформляется только на партию и действует в течение 6 месяцев с момента регистрации в реестре Росаккредитации. Воспользоваться такой формой декларации также может любой импортер, без предоставления разрешение на право использования.

Отдельным Приказом Минпромторга РФ №4616 от 02.11.2022 был сформирован перечень продукции, на которую не распространяется упрощенный порядок оформления разрешительных документов, ввиду критической важности отсутствия в данных изделиях дефектов и производственного брака.

Товары, качество которых подтверждено описанным выше типом ДС, можно ввозить без требуемой по законодательству маркировки (например Честный ЗНАК), она должна в обязательном порядке появится на продукции перед ее реализацией конечному потребителю. Более того - наносить знаки ЕАС на такие товары запрещено. Если планируется последующая поставка в страны - участницы ЕАЭС, необходимо пройти повторную проверку на соответствие стандартным нормам техрегламента и нанести единый знак обращения на союзном рынке.

Значительные изменения для юридических лиц произошли в процессе импорта в РФ новых автомобилей. Согласно Решению Коллегии ЕЭК №77 от 14.07.2015 таможенное оформление транспортных средств категории М1 сопровождается предоставлением документов, подтверждающих соответствие нормам ТР ТС 018/2011. Для новых машин таким документом является ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Однако для его оформления заявителю необходимо будет предоставить в орган по сертификации достаточно солидный перечень документов, в том числе международный идентификационный код изготовителя WMI, что для большинства импортеров просто невыполнимая задача.

Использовать ранее оформленные ОТТС возможно только с условием предоставления копии, заверенной подписью и печатью заявителя. С учетом того, в с момента введения ограничений практически все официальные представители иностранных заводов-производителей (они же заявители в разрешительных документах) покинули отечественный рынок, получить такой документ затруднительно.

В связи с этим Правительством РФ было принято Постановление №855 от 12.05.2022, согласно которому на единичное транспортное средство возможно оформление заключение об оценке, единственной аккредитованной для этого организацией был назначен научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ". На сайте организации можно ознакомиться с формой заявки и перечнем предоставляемых услуг. Напомним, что ввоз легковых машин из Поднебесной требует обязательного испытания образцов на полигоне, так как Китай не присоединился к Женевскому Соглашению 1958 г. о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, оборудования и частей.

В свете возрастающей популярности такой схемы поставки, как косвенный реэкспорт, с виртуальным оформлением процедуры ИМ70, следует напомнить об особенностях оформления ветеринарных и фитосанитарных сертификатов. В данных документах кроме общих данных о производителе и месте отгрузки товара в обязательном порядке указывается получатель, то есть разрешительный документ “выписывается” в адрес соответствующих контролирующих органов страны покупателя.

С учетом действующих санкций иностранные компании чаще всего не знают о том, что груз в итоге предназначен для российского рынка, либо не готов оформлять какие-либо документы, связанные с поставками в РФ. А использовать при таможенном оформлении в России сертификаты, выпущенные для страны - посредника (например Казахстана или Турции) не получится.

Не следует забывать о том, что параллельный импорт - крайне популярная в последнее время тема, воспринимаемая многими предпринимателями как спасение от всех бед - не освобождает поставщиков от необходимости предоставлять при растаможке сертификаты, свидетельства о госрегистрации, лицензии, нотификации и так далее. Единственным послаблением является смягчение требований относительно торговой марки изделия, но никак не его качества.