Найти тему

Почему ребёнок не слушается и плохо себя ведет?

Оглавление
Photo by Mercvrie on Unsplash
Photo by Mercvrie on Unsplash

Наверное, это самый частый вопрос, который задают родители, когда приходят ко мне на консультацию.

Как я уже говорила, невозможно договориться с ребёнком, если сама система, в которой он растет не начнет меняться.

А для того, чтобы систему сдвинуть, нужно объяснить родителю, почему ребёнок может плохо себя вести.

Основные потребности ребёнка в семье, которые часто оказываются за бортом:

  • чувство принадлежности
  • чувство значимости.

Если ребёнок чувствует, что с его мнением не считаются, что он в этой семье раб, что его только используют или хотят, чтобы он был удобным, то он обязательно будет с этой системой бороться. Потому что ребёнок - это тоже личность со своим мнением, которое должно быть услышано и понято другими. Но это не отрицает тот факт, что он также должен значит свои границы дозволенного и учиться контролировать себя.

Родители же часто находятся в одной из крайностей, об этом я писала в статье про стили воспитания.

Чувство принадлежности

Ребёнку важно понимать, кто он в этой системе, какое место занимает.

Когда он понимает, что он младшенький, он может очень сильно возмущаться, глядя на то, что старшему ребёнок позволяется больше, нежели ему. И он не видит, что ему в силу возрастных особенностей многое спускается с рук, но в то же время старшему поручают, с его точки зрения, самые интересные дела.

Или с ребёнка могут очень много требовать, чем он может дать. Очень часто мамы видят в дочке свою подружку или маму, а в сыночке - мужа или отца. И тем самым они создают непосильную ношу для своего ребёнка.

Я о случаях, когда мама, например, видит в своей дочери свою заботливую маму, поэтому требует от нее заботы, внимания, постоянно жалуется и делится своими проблемами. Как будто перед ней не ребёнок, а жилетка.

В иерархии происходит сдвиг, который в свою очередь формирует нездоровые отношения в семье. Травмы. Боль.

Ребёнку важно быть эмоционально связанным со всеми членами семьи. Например, если старший брат игнорирует младшего, то последний начинает серию вызывающих поступков, чтобы завоевать внимание. Или, например, начинает совершать ряд поступков, чтобы старшие обратили внимание игнорирующего старшего брата на младшего.

Самое страшное для ребёнка, об этом я тоже писала подробней - игнорирование. Можешь бить, ругать, издеваться, если только такое внимание ребёнок может получить, он будет принимать это. Потому что для него ничего нет хуже, чем игнорирование.

Чувство значимости

Ребёнку с 2-3 лет уже становится понятно, что окружающие - это лишь инструмент для достижения целей. И с развитием он осознает, что какие-то вещи он может делать самостоятельно, и взрослые больше не нужны для этого. И это его очень мотивирует.

По мере взросления область "не умею" уменьшается и становится уже областью "я способен".

Расширяя эту область, ребёнок чувствует себя значимым. Он маленький, но уже многое умеет сам, и для него это очень важно!

В семье важно сотрудничать друг с другом, ведь именно так результаты дел эффективней. И ребёнок понимает, что он может вносить какой-то вклад. Часто именно родители его ограждают, заявляя, что "еще маленький", "не умеешь".

Сделать что-то для себя самостоятельно - это важно, но сделать что-то с кем-то - развитие сотрудничества, кооперации.

Чувство значимости формируется, если ребёнок что-то делает самостоятельно и если ему удается участвовать в каких-то совместных проектах. У него появляется чувство вовлеченности во что-то важное. Отсюда и себя чувствует важным. Нужным.

Именно поэтому, когда эти две потребности: принадлежности и значимости, не удовлетворяются, ребёнок ведет себя, как настоящий бунтарь :)

Проанализируйте и поделитесь, насколько удовлетворяются эти потребности у вашего ребёнка?

Если вам понравилась статья, поставьте лайк. А лучше ПОДПИШИТЕСЬ, будем дружить ;)