Найти тему

Разбираем текст Б.П. Екимова из открытого банка заданий ЕГЭ ФИПИ «Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён..."

Схема сочинения-рассуждения ЕГЭ. Используем логическую схему
Схема сочинения-рассуждения ЕГЭ. Используем логическую схему

1.Читаем текст внимательно.

2.Определяем главную мысль произведения (авторскую позицию).

Русский язык нужно охранять от многочисленных заимствований так же, как нужно очищать родники и реки от ядовитых отходов.

3.Задаём вопрос к этому предложению.

Нужно ли охранять родной язык?

Мы получили проблему текста.

Добавляем: Именно над этой проблемой предлагает задуматься автор предложенного для анализа текста.

4. Следующий шаг в работе над сочинением- написание комментария.

Для этого приведём два примера из текста Б. Екимова.

Первый пример - отрывок из предложений 14- 18.

Прозаик раскрывает проблему, рассказывая о загрязнении живых вод химическими производствами. Писатель переживает, что чиновников интересует только прибыль, поэтому они не слышат укоры и упреки. Б. Екимов искренне рад, что ребятишки берегут родники и ключи, чистят их. Он использует сравнение последствий для земли от химического производства с влиянием литературы и журналистики на сохранность русского языка.

Второй пример рассмотрим из предложений 19-25.

Писатель называет главными в этом влиянии совесть и талант писателей, которые не ставили специально для себя цель сохранить язык, это получалось у них само собой. Талант подарила им сама земля, и они распорядились им достойно, потому что «были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар…».

Далее анализируем связь между примерами.

Сравнивая эти два примера Б. Екимов говорит о том, что судьба русского языка не зависит от перемен, происходящих в России, но литература и журналистика влияют на его развитие. Они укрепляют его силу так же, как школьники берегут земные родники и ключи, чистят их, чтобы сохранить природу нашей земли.

Таким образом, мы написали комментарий.

5. Позицию автора мы уже определили, записываем её.

Русский язык нужно охранять от многочисленных заимствований, так же как нужно очищать родники и реки от ядовитых отходов.

6. Выражаем свою позицию.

Я согласна с позицией автора. Русский язык способен преодолеть любые трудности, он обладает огромной силой. При этом нельзя надеяться только на его мощь. Каждый из нас должен заботиться о его сохранности.

7. Выражая свою позицию по поставленной проблеме, мы должны её обосновать. Для обоснования можно обратиться к примерам из художественной литературы.

В стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев пишет, что русский язык станет нашей опорой и надеждой в минуты одиночества в чужой стране, потому что он заключает в себе вековую народную мудрость. Читая эти строки, мы задумываемся о том, что сохранность нашего языка –обязанность каждого человека.
Об этом пишет и Д.С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном», призывая нас учиться спокойной и интеллигентной речи, которая является важнейшей частью личности. Писатель считает, что от того, как мы разговариваем и несём себя в общество, зависит наше будущее. Безусловно, этим произведением Д.С. Лихачёв призывает нас к сохранности языка, к бережному отношению к нему.

8.Обосновав свою позицию, переходим к формулированию вывода.

Таким образом, мы убедились в том, что наш язык могучий и великий, но он нуждается в нашей защите и бережном отношении.

Текст Б. П. Екимова из открытого банка заданий ЕГЭ

(1) Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2) Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3) А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4) Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5) Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6) «Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7) В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8) Так было. (9) Видимо, так и будет. (10) Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11) Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12) Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13) Русский язык не только живёт, но животворит!

(14) Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15) Укорам да упрёкам не внемлют. (16) Главное для них – прибыль.

(17) На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18) Каждому – своё.

(19) То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20) Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21) Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22) У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23) Вот и всё объяснение. (24) Для меня лично оно основательно. (25) В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26) Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27) Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.