В настоящее время уже мало кого удивляет термин «здравоохранение жалобщиков», действительно, в последнее время работа медицинских организаций стала «жалобориентированной», а ряд пациентов настраивается на конфликт еще не переступив порог лечебного учреждения.
Наслушавшись рассказов, подогрев себя долей скептицизма и ужасами из Интернета, о том, как весь врачебный коллектив дружно начнет нарушать права пациента.
Вариантов много: конфликт может не начаться, может прекратиться под влиянием внешних обстоятельств или закончиться чередой жалоб и судебным разбирательством.
Подобные конфликты истощают как саму медицинскую организацию, так и пациента или его родственников.
В связи с чем, возможность досудебного решения спора между медицинской организацией и пациентом или минимизация рисков медицинского учреждения приобретает все большую актуальность
Правовые условия для применения альтернативной процедуры урегулирования споров и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений давно созданы гражданским законодательством, кроме того, в 2010 году принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", который выделяет альтернативную процедуру урегулирования споров, в том числе споров с участием медицинских организаций.
Медицинские споры, особенно с учетом правовых и экономических аспектов, являются одними из наиболее сложных.
Вместе с тем, существует особенность применения примирительных процедур в бюджетных учреждениях, а именно: ограниченная возможность заключения мировых соглашений и выплаты денежных средств лечебным учреждением на основании мирового соглашения.
С частной медициной все обстоит немного проще: медицинская организация частной формы собственности вольна в расходовании своих средств и может позволить себе выплатить пациенту компенсацию.
Бюджетное же учреждение ответит, что "Учреждение является бюджетной организацией, финансируется за счет бюджета, действует на основании Закона о бюджете на соответствующий плановый период и подобные выплаты не предусмотрены законом о бюджете" .
Общие фразы такие, изменится только регион и реквизиты закона о бюджете.
Поэтому, переговоры (медиация) как путь к преодолению конфликтов в сфере бюджетного здравоохранения может применяться не в полной мере.
Целью применения медиативных технологий является минимизация рисков лечебного учреждения (медицинской организации) и сокращение споров, которые могут быть переданы на рассмотрение в суд.
Конечно, рассмотрение спора судом намного привычнее и вкладывается в общую схему хозяйственной деятельности организации, но существует тенденция удовлетворения судом требований пациента к медицинской организации в полном объеме, что увеличивает финансовые риски и репутационные потери медицинских организаций.
Ни для кого не секрет, что чем выше сумма, взысканная по решению суда, тем больше внимания этому уделяют средства массовой информации.
Какой здесь может быть совет? Они разные:
Пациентам не настраиваться на конфликт, не копить претензии, а решать их сразу в лечебном учреждении: обратиться к заведующему или заместителю главного врача.
Организациям: прибегать к переговорам, не отстаивать свою правоту, а выслушать пациента и постараться ему помочь в рамках закона.
Частные медицинские организации давно включили в штатное расписание соответствующие должности.
И далеко идущие планы... Усиление роли профессиональных медицинских ассоциаций, но для этого необходимы глубокие системные изменения.