Найти в Дзене
Стиль жизни

Антон Чехов: “у девяноста девяти из ста нет ума...”

Чехов начинался с юмора. Самый жизнерадостный и светлый Чехов. Потом будут "Палата №6", "Нахлебники", "Спать хочется". Потом будет ранняя смерть от чахотки. И последние его слова на этом свете: "Я умираю... " Но юмор...Похоже на то, что истертое и потрепанное стараниями наших эстрадных юмористов и шоуменов, понятие «юмор» нуждается в некоторой реабилитации и лечебной терапии. И доктор Чехов золотой поры его молодости – самый что ни на есть подходящий для этой процедуры кандидат.  Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он? Когда-то лет, двадцать тому назад в одном из издательств выходила "Антология сатиры и юмора России XX века". Измайлов, Иртеньев, Шендерович... Шендерович по сравнению с Чеховым - какой-то Швондер. Забавно, но на последней странице этих книг доктор Чехов был, словно бы отделен от своих пациентов, современных юмористов, непоправимо жирной чертой, словно издатель серии непроизвольно провел границы юмора.  У очень хорошего человека така

Чехов начинался с юмора. Самый жизнерадостный и светлый Чехов. Потом будут "Палата №6", "Нахлебники", "Спать хочется". Потом будет ранняя смерть от чахотки. И последние его слова на этом свете:

"Я умираю... "

Но юмор...Похоже на то, что истертое и потрепанное стараниями наших эстрадных юмористов и шоуменов, понятие «юмор» нуждается в некоторой реабилитации и лечебной терапии. И доктор Чехов золотой поры его молодости – самый что ни на есть подходящий для этой процедуры кандидат. 

Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?

Когда-то лет, двадцать тому назад в одном из издательств выходила "Антология сатиры и юмора России XX века".

Измайлов, Иртеньев, Шендерович... Шендерович по сравнению с Чеховым - какой-то Швондер.

-2

Забавно, но на последней странице этих книг доктор Чехов был, словно бы отделен от своих пациентов, современных юмористов, непоправимо жирной чертой, словно издатель серии непроизвольно провел границы юмора. 

У очень хорошего человека такая физиономия, что его принимают за сыщика; думают, что он украл запонки.

Где же и как он черпал вдохновение для своих юмористических рассказов? Ведь молодому человеку, внуку крепостных и сыну владельца бакалейной лавки города Таганрога в начале творческого пути было не до юмора. 

Отец вместе с семьей, спасаясь от долговой ямы, бежит в Москву. Антон остается дома и, брошенный на произвол судьбы начинает зарабатывать на хлеб насущный частными уроками, попутно возделывая литературную ниву. 

Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.

-3

Первые литературные опыт молодого человека еще далеки от беззаботного и легкого комизма, в которое попадают герои его юморесок, зарисовок и сцен. 

В литературу студент медицинского факультета Московского университета решил войти не с тыльной, где всегда на задворках журналов, находился юмор, стороны, а с парадного подъезда. 

Он пишет необычайно серьезную пьесу, полную назидательных монологов и размышлений провинциального учителя, в котором не без труда угадывается автор, над несовершенствами себя и окружающего мира. Чрезвычайно объемный труд, имеющий несколько названий («Платонов», «Пьеса без названия», «Безотцовщина»), послан ведущей актрисе Малого театра М.Н. Ермоловой. И благополучно возвращается автору непрочитанным. 

-4

Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит и неизвестно, когда он уйдет.

После этой неудачи на литературную авансцену и выходит Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и еще свыше 50-и его двойников, скрывающих под забавными псевдонимами грустную усмешку гения над судьбой и самим собой. Видимо, это его умение и предопределило будущий успех. 

-5

Антоша Чехонте дебютирует в столичных юмористических журналах, и на страницах «Стрекозы», «Зрителя», «Будильника», «Осколков» и других получают бессмертную прописку его герои: дьячки Вонмигласов и Отлукавин, местер Хрюкин, полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, авторша драмы Мурашкина, француз Шампунь, староста Шельма, генералы Булдеев и Запупырин, купцы Ескимосов и Пятирылов, актеры Унылов и Дикобразов. 

Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.

Настороженно подглядывая из-за кулис на хохочущую публику, Чехов, разыгрывая комедии и фарсы, расстается с былыми иллюзиями на литературу, для того чтобы стать настоящим писателем: 

Всякого только что родившегося младенца следует старательно омыть и, давши ему отдохнуть от первых впечатлений, сильно высечь со словами: «Не пиши! Не пиши! Не будь писателем!  

-6

Чехонте и поздний Чехов, как будто бы два разных писателя. 

Когда-то очень давно, будучи на Сахалине, я поразился отношению современников, нынешних сахалинцев, к Чехову. 

В Долинске на памятнике Чехову было начертано непотребное слово. Хотя экскурсовод в музее его имени пламенно заверял, что Чехова тут любят. 

Такая вот любовь от обратного. Каторжная любовь. 

-7

И я вот никак не возьму в толк, во имя чего Антон Павлович губил свое здоровье? Каторжным он, конечно, участь почти не облегчил, а если и облегчил, то лишь отчасти. Все осталось и после его отъезда, как было и раньше. 

Да и сейчас Сахалин все больше напоминает каторжный остров. 

Но он, человек совестливый и доктор, давший клятву Гиппократа, верно, просто не мог себе вкусно есть и спать в теплой постели, когда другим плохо. 

На Сахалине, как и в жизни, ничего не исправить, он и сам это понял, после этой поездки написав «Палату №6». 

-8

И все же Чехов – это мерило всего. Он, словно напоминание о том, зачем нужен писатель на этой земле. 

Чехов - боль и совесть русской литературы на все времена. 

И на Сахалине он нужен, чтобы напоминать на материке о том, что здесь живут люди. Такие же, как в Москве и Питере. Они любят свой остров, свою землю, как может быть никто другой. И не хотят уезжать отсюда. Но если государство не озаботится этим, то Сахалин будет через пару десятков лет японским. 

-9

К этому вроде бы Чехов не имеет никакого отнощения. 

Хотя, как сказать?!

Стиль жизни | Дзен