Найти тему
Павел Кислицын

Бабушкины рассказы

фото из личного архива, моя бабушка Ирма.
фото из личного архива, моя бабушка Ирма.

Когда мне еженедельно приходилось идти в деревню к бабушке, а деревня эта была в полутора километров от ближайшей остановки городского пассажирского транспорта и в двенадцати километров от центра города, всегда вспоминал ее слова, которые она приговаривала, провожая меня. Она говорила, пусть тебе повезет.

На дворе стояли двухтысячные, они еще не открыли свои двери, но то что изменения захлестнули страну было уже всем очевидно. Очевидно это было и бабушке, которая жила в деревне и смотрела только один канал по телевизору. Она умерла в 2016 в возрасте (94 года).

Помню, как перед очередным моим уходом от нее, она присела на лавочку и меня пригласила с ней посидеть.

-Вот внучек ума не приложу как вам (молодым) теперь жить.

- А что не так бабуля, спросил я.

И она поведала кратко историю своей жизни, которую мне пересказывала неоднократно, но только в этот раз акцент она сделала, для меня неожиданный. Вот ее рассказ.

Родителей моих и папу, и маму в 1938 арестовали по подозрению в шпионаже на Германию, они были русские немцы, как тогда было модно говорить.

Я в шестнадцать лет была вынуждена пойти на завод работать, чтобы прокормить себя и брата. На меня тоже косо смотрели, но, когда родителей спустя два года оправдали, мне представилась возможность поступить в институт.

В те годы очень большой набор на бюджетные места был на медиков, и я решила, что буду медиком, врачом.

Брать меня не хотели, мол дочь врагов народа, пришлось декану нести взятку, две бутылки коньяку, мне это было противно, но меня допустили к экзаменам.

Вот с этого момента моя жизнь была предрешена и уготована мне стабильное будущее.

Страна развивалась, и никто не думал о войне, а экономика была такая что, получив высшее образование можно было не беспокоится за себя и за семью, да и за достойную старость не приходилось беспокоится.

Отучилась я на отлично, несмотря на сложности в жизни, времена были строгие.

После обучения в институте меня по распределению определили сельским врачом, так тогда было принято.

Выделили мне двухэтажный дом, машину с водителем, и я работала на несколько деревень. Лечила людей, вела статистику, посылала отчёты, много в те времена было туберкулёзных. Работы было так много что мне приходилось нанимать служанку, чтоб она готовила еду и убирала в доме. Помню, как рано утром водитель сигналит мне и уже пора ехать, возвращалась, когда уже темнело.

Через три года меня перевели в город и дали хорошую должность, трёхкомнатную квартиру и я продолжала работать с хорошим окладом. Освоила рентгеновский аппарат и долго на нём работала, тогда это было очень ответственно.

Путёвки в Крым нам выписывали за счет государства, я много ездила отдыхать. Правда в партию меня так и не взяли.

Позже стала заведующей и проработала так всю жизнь до самой пенсии, муж у меня появился, правда пил много все про войну вспоминал, твоя мама и тётя появились, а еще одну девочку я удочерила. На всех хватало средств и девочек своих я выучила и подняла на ноги, приданное каждой обеспечила.

Муж то мой скоро умер, тяжело ему было после войны жить в мирное время, психика была очень подорвана.

А теперь что у меня на старости лет всё есть, воздух здесь в деревне чистый, вода чистая, мне ее сосед привозит из татарского колодца, так что, после того как при СССР я получила образование ни о чем не переживала.

А вам сейчас не так, вот я тебе удачи и желаю каждый раз, потому что без нее сложно тебе будет.

Образование платное, сам себе получай какое хочешь, работу сам ищи и квартиру тоже сам себе заработай, сложное сейчас время. А как твоим детям будет я уж и думать боюсь.

Я тогда слушал и молчал, мне казалось, что всё образуется и будет в любом случае хорошо.

Но опасения моей бабули были вполне оправданы и взгляд на положение в стране во многом был ужасающим.

Вспомнил я тогда и про бабушкины облигации, которых у нее было не мало, и про деньги на книжке, которые сгорели навсегда, а ведь это были огромные по тем временам деньги и отложены они были на нас на детей и внуков. Родители всегда помогали, да и бабушка часто подсовывала денежку за то, что я ей приносил продукты.

Но понять её мне было сложно. Как все изменилось в огромной стране и насколько граждане стали уязвимые от внешних факторов, это я прочувствовал, когда сам обзавёлся семьёй и осознал груз ответственности за будущее моих детей и самого себя.

Расскажи я про то как сложилась моя жизнь моим детям, они поймут. А вот рассказ моей бабушки, для моих детей это фантастика.

Огромная пропасть лежит между поколениями.

Мне однажды кто-то сказал китайскую поговорку о том, что горе народу, живущему в эпоху перемен и я, вспоминая ее (эту поговорку) каждый раз понимаю, что именно в такое время мне и выпало жить.

Но все меняется и проходит и то что сейчас происходит в мире и в стране это снова перемены и изменения очевидцами которых мы являемся.

Каждый для себя решает кем ему быть в это время и как себя вести.

Но роль каждого человека, как и всегда это его личный выбор и неотъемлемая часть истории, которую нынче мы пересказываем своим детям, а наши дети будут пересказывать эти истории своим.