Часть 1. Четверо в УАЗе не считая собаки.
Нуте-с, кто жаждал много деталей, много буков вперемешку с неуместным и неуемным юмором – получите-с, распишитесь.
Начнем с общего описания района, чтобы у читающих сложилась полнота картины. Высота поляны, где у нас планировался лагерь около 900 м н.у.м., удаленность от побережья – 15 км «по птичке». Погодные условия в январе – солнечный снегодождь с температурой воздуха от «можно ходить в майке» до «мерзну в спальнике на минус десять комфорта в одежде». Собственно, мы увидели все, но об этом позже и в деталях.
В этом году я решил взять в эту поездку новичков. Вообще этот район сейчас на грани «новичковости». То есть там уже есть куда сходить перворазникам, но откровенно говоря не супер много. Но тут получается вилка желания-возможности. Вообще, для Москвы один из лучших вариантов чисто новичковой поездки – Воронцовские пещеры. Это типичные пещеры Кавказа, со всеми вытекающими (и втекающими в него речками).
Но лично меня, руководителя, уже подташнивает от Воронцовских пещер. Крым не вариант, Алек не подходит для новичков по погодным условиям, Ахцу не подходит по пещерам, Урал я не знаю, все остальное далековато. Вот и выходит, что новичков на НГ я могу везти только в Новый Афон.
Ну судите сами, район очень перспективный по ряду причин:
- он относительно недалеко от побережья и туда есть хоть и плохенькая, но автомобильная дорога до лагеря;
- от места, где заканчивается асфальт и куда доедет любая машина – 3,5 часа пешком налегке или 4+ часов с грузом (это конечно сильно зависит от возможностей человека);
- от места, куда может доехать любая полноприводная машина 2,5 часа до лагеря налегке или 3+ часа с грузом;
- район малопосещаем спелеологами (есть пара отчетов по экспедициям 87-89 годов, несколько поисковок в первой половине нулевых и все), по крайней мере по имеющимся данным;
- каждая наша поисковка приносит по дюжине новых пещер (на данный момент нами найдено более 200 пещер).
В этой экспедиции вся тяга была внутрь во всех пещерах, а это дает понимание, что под нами большая система, так как все пещеры где мы работали (кроме Ямы), находятся в долине между или на склонах хребтов Бугристый - северный склон и Скалистый - южный склон. Долина между ними пару км в поперечнике и 4 км в длину, ровная, плоская, и только потом она имеет небольшой подъем, после которого начинается крутой спуск в сторону реки Биасдара. Получается, что вся вода, стекающая со склонов в долину, уходит под землю и дальше течет по пещерам, так что мы обязательно продолжим работать в этом районе.
Но сейчас мы говорим о текущей поездке, так что вернемся к ней.
За несколько часов до нашего выезда я узнаю, что вторая машина выезжает не как планировалось, вместе с нами, а на 2 суток позже. Причем я узнаю это через третьи руки - от завхоза, а не напрямую. Далее приведу кусок из переписки с завхозом (орфография сохранена):
Она: "Я тут с логистом разговаривала и он говорит что вроде как они 1 января приедут. Водителю написала, молчит пока"
Я: "Ок"
Она: "Тебе потом ответ водителя сказать?"
Я: "Нет. Не хочу расстраиваться"
Она: "Почему расстраиваться?"
Я: "Потому что у них половина груза"
Она: "Боже какой-то пизд@ц!!!"
Я: "Зато я в нем главный))"
Она: "Оптимизма тебе явно более чем достаточно)"
Ну, сделать я уже ничего не могу, потому что смотрю на объем своего груза и понимаю, что мы можем не влезть в машину по объему. Ехать забирать групповое на другой конец Москвы вообще не вариант, ни по объему, ни по весу - у меня хоть и уаз, но не грузовик. Ладно, я знал, что нельзя все яйца класть в одни руки, поэтому разделил все при сборах на две части: у второй машины почти все веревки, у нас все железо, перфораторы, генератор, кухонно-лагерное, еда и немного штурмовых веревок (для восхождений и штурмового прохождения я перешел на диаметры 8,5 и 9 мм).
На следующее утро начинаем играть в тетрис с грузом (помимо него у меня еще и животные едут, млекопитающие - собственно с этой поездки отлично можно написать рассказ "четверо в уазе не считая собаки") и я понимаю, что мы не влезаем по объему. Ну никак... Другой бы на моем месте сел бы и расплакался, что я успешно и сделал. Но тут ко мне подошла Белка и сказала (Белка - это собака, сокращенно от Белатриссы, а не то, о чем вы подумали):
- Хватить слезы лить, Нюниус, ты что-нибудь придумаешь!
Соображаю, что по пути на точку встречи с остальными у меня будет авторынок, и мчу туда, чтобы купить багажник. С большим трудом находится вариант под мою машину (универсальные не встают - не возбуждает их уаз, нужен именно под конкретную модель). Берем в коробках и едем на точку встрече.
Там половина участников начинает играть в тетрис трансами, половина прикручивает багажник на крышу. Сделали, загрузились и даже все распихали. Ура, можно выдохнуть и выехать. С опоздание от расчетного времени на 3 часа, но выехать.
В этот раз ехать, кажется, будет легко - из 4-х человек в машине три водителя. Но время покажет, что это только кажется...
Вообще в целом УАЗ машина неплохая, высокая, вместительная, но есть у нее ряд недостатков. Например, у моей версии машины все очень плохо с курсовой устойчивостью - ее просто нет. Подруливать приходится постоянно, в горах было хорошо - камень на газ бросил и едешь, куда он из колеи денется, но вот на трассе... С учетом груженой крыши ехать быстро (по меркам Уаза, конечно, у него же и так аэродинамика кирпича) было невозможно. На 95 км/час появлялись очень неприятные паразитные вибрации кузова. Комфортно было ехать 85-90 км/час. Ну как комфортно, приемлемо-страшно.
И несмотря на то, что мы ехали в три морды по очереди, останавливались только на покушать и заправиться (благо с расходом Уаза это происходило не раз в сутки), ехали мы очень долго. Сначала поймали пробку при объезде Краснодара (что обычно для этого места), а потом конкретно влипли на серпантине, часами отстаивая в пробках из-за аварий. В итоге границу мы пересекли только в 2 часа ночи 31-ого января без всяких инцес... Хм.. Эксцессов.
А они могли быть, ибо паспорт на собакена был им же заметно подъеден, и когда я делал прививку от бешенства (не себе, не подумайте), мне сказали... Впрочем, процитирую:
"- А вам для чего прививка?
- В путешествие еду, надо для таможни.
- Вас с таким погрызенным паспортом за границу не пустят.
- Я в Абхазию еду.
- А, туда пустят, какая же это заграница..."
В общем так и оказалось, документы на собакена даже не проверяли. После поста Псоу мы встретились с нашими одноклубникам (едущими в другую экспедицию), которые догнали нас перед границей и в Новый Афон пошли колонной из двух машин.
Приехали мы в Афон в 4 утра просто никакущие. Лично я спал суммарно около 3 часов (из 34 часов дороги и 43 часов общего бодрствования). Подняли Хасика - тут Макс постарался, мои руки чисты - и я впервые увидел, что значит выражение "без лица" наглядно. Его поднять-то подняли, а вот разбудить явно забыли.
Наш завхоз настаивал, чтобы мы поспали в гостишке, но я был категорически против, ибо в 8-9 утра в Афон приезжала первая группа (которая приехала вечером 30-ого и ночевала в Цадрипше). То есть реально было бы поспать 3-4 часа, но был риск, что меня просто не разбудят. В общем моя баранистость победила и в 5 утра мы выехали в сторону гор. Первый отрезок легко проехался на полном приводе, до подъема к Анри (первый и, наверное, самый сложный участок подъема для машины). Перед подъемом мы с напарником сходили на пешую разведку дороги (у него тоже УАЗ, так что дорогу он понимает), и пока мы ходили наши девчонки мило дрыхли в машине. Убедившись, что подъем в целом проходим, мы решили его проехать. И следующие минут сорок развлекались с цепями. Когда все это делают впервые, плюс необычная конструкция - это долго, ну еще мы тУпики, конечно, как же без этого.
В итоге все совы были натянуты на глобусы и - включив пониженную - мы тихо поползли в подъем. Преодолели мы его вообще без борьбы, и всего один раз давая заднюю в сложном месте. Напоминаю, вдруг кто забыл - машина сток, самая дешевая комплектация 2019 года на моторе ЗМЗ-про (и для тех, кто не понимает, причём тут машина и где спелеология - я обещал много... МНОГО буков). Тем-более лично для меня спелеопоход начинается при выезде из Москвы и заканчивается по возвращению. Дорога - это тоже часть похода.
В итоге, выйдя на ровную часть дороги я решил, что не хочу продавать машину (а такие мысли были, даже объявление вывешивал) - такая корова нужна самому. Уж очень меня впечатлило как она ползет на стоке плюс цепи. А если его еще и протюнинговать…
В общем медленно и верно мы поползли по дороге и на втором подъеме у меня слетела цепь (сначала я подумал, что крепление порвалось, но нет, просто слетела). Восстановили быстро и поползли дальше, поползли потому что я опасался, что цепь снова слетит, поэтому не выдавал более 7 км/час. Первой проблемой стало то, что машина слишком тяжелая – и на верхней дороге меня стало нести по склону боком. Попытки проехать чуть не закончились печально – я сполз в бревна и попал в очень интересную ситуацию: справа дерево – поехать вперед значит сползти бочиной в него; сдать назад – значит сесть на бревна, от которых с такой сложностью ушел… Принимаю решение вывернуть влево, дабы пройти между деревьями и вывернуть на среднюю дорогу (при этом напарник твердо уверен, что я не пройду). Небольшие манипуляции и я выворачиваю туда куда нужно и остаюсь при своем.
Ползем дальше и на очередном подъеме у меня снова слетает цепь, но в этот раз со смачным ударом. Выхожу и узнаю, что в этот раз цепь не слетела, а порвалась. Лезем под машину, и выясняем, что ее намотало на ось колеса попутно размолотив датчик АБС. С матами и некоторым трудом мы все же распутываем накрутку и убираем цепь в машину, чинить не очень хочется - все в глиноземе – попробую ползти на трех цепях. Трогаюсь и смотрю как в открытом окне радостно исчезает собака, которая сидела на месте штурмана. Тут же нажимаю на тормоз, дабы не намотать животное на свою совесть, а спутники в этот момент отстегиваю собаку (она была пристегнута, так как она пыталась съесть колесо при пробуксовке). Собака спасена, штаны я дома отстираю, поэтому ползем дальше.
В целом дорога сухая и пару раз давая заднюю я успешно поднимаюсь почти к перевалу, когда меня догоняет нива. Я ожидал, что это произойдет раньше, но нам повезло, что впереди есть площадка, где мы можем разъехаться. Уступаю дорогу – легкая трехдверная нива на тракторных протекторах с водителем, который знает путь – ехать впереди не рационально. Тем более это я туда еду одной ходкой, а ему еще багаж второй группы везти. От водителя узнаю, что вторая группа вышла около 11 часов и значит ждать их раньше 15 часов не имеет смысла.
Сразу за перевалом начинается снег. Сантиметров 7-10 глубиной, но сплошным покровом. Что в принципе логично - это северный склон хребта Бугристый. И то, что передо мной проехала нива огромный плюс, ибо я хоть вижу куда ехать (а там все не так очевидно). Спустившись к месту, которое нас остановило в новогодней экспедиции 21 года, я решил, что хватит и глубоко и надежно засадил в машину, попав в похожую вилку, что и до этого: если я еду вперед, меня сносит левым боком на ствол дерева, если еду назад, то начинает сносить вниз по склону и там до обрыва падать и падать.
В общем жалкие попытки полусонных людей вытащить машину с помощью дешевой храповой лебедки ни к чему не привели, мы решили: «раз гора не едет к Магомеду, то Магомед пойдет к горе сам». Прикинув что к чему, мы решили, что дальше дотащим все до поляны сами – благо до нее было не так много, 12 минут в одну сторону с грузом – и вставать будем на поляне Лашпсард. Ибо там вода ближе, а снега слишком мало, чтобы вставать на месте прошлогодней экспедиции у пещеры Миссионерская.
Начинаем перетаскивать групповой груз силами троих человек (две красивые девчонки и я) – четвертый уверенно завернулся в анорак и улегся на заднее сидение четырехколесной недвижимости. И все это время мимо нас носится грязноволосатое чудовище, которое дорвалось до свободного выгула. Приглядевшись я узнаю нашу собаку, Белку, хотя это очевидно далеко не сразу.
Во время очередной ходки замечаю, что грязное чудовище выдает кадриль и последнюю стадию Паркинсона одновременно. Иными словами, домашняя собака не очень сильно приспособлена к нахождению в снегу полностью мокрой на поляне при околонулевой температуре. Короче она капец как замерзла. Уложив ее на свернутый тент для изоляции от снега и завернули ее в запасную одежду, мы продолжили носить вещи и к приходу первой группы, которую встретили аккурат у машины, весь основной груз был перемещен на поляну.
Итак, начало четвертого, первая группа дошла до поляны, груз тоже, можно выдохнуть и начать ставить лагерь. Меня уже немного шатает, ибо я все еще не ложился (а это уже 45 часов с момента пробуждения в Москве), но совесть и ответственность не дает мне лечь – ну и еще я уже дико туплю от усталости.
А еще появилась одна проблема – вместе с первой группой из Афона пришли две собаки. Это плохо, наша домашняя собака сучка, а пришли кобели. Но слава богу, что в итоге они оказались не агрессивными. Поэтому попросив всех не гладить и ни в коем случае не кормить чужих собак, мы смирились с ситуацией. Ну в самом деле, не делать же из них эчпочмаки. Хотя Хасик там что-то про шашлык говорил…
В районе шести часов (тут во времени я уже могу путаться, ибо совсем выпал из реальности) в лагерь прибегает вторая группа, в которой оказались очень сильные участники, добежавшие снизу в рекордные сроки. Оставив их ставить лагерь, я ложусь спать на пару часов, впереди еще празднование нового года. Итого я ложусь спать спустя 49 часов бодрствования, и мне важно чтобы было горизонтально и относительно тепло, а мягко и ровно – вообще пофиг.
Проснувшись к 10 вечера, я убедился, что относительно выспавшаяся завхоз уже рулит готовкой, назначенная мной участница разрулила все с Тайным Сантой и я могу отпустить ситуацию: большая часть экспедиции в лагере, весь ключевой груз экспедиции в лагере и не хватает лишь одного участника (наш медик был не отпущен с работы и должен приехать завтра днем на второй машине).
Все бобер, выдыхай. Есть же поговорка, что как встретишь новый год, так его и проведешь, а в этом году я встречаю его в компании замечательных людей и в прекрасном месте. Так что не смотря на трудный во всех смыслах год, новый год должен быть лучше.
Должен же, ведь правда?