В последнее время очень большое место в системе обучения детей с ограниченными возможностями применяется музыкотерапия. Имея музыкальное образование, я очень плотно занялась этим методом в психологической коррекции. Этот метод играет огромную роль психологии в настоящее время. Вот уже на протяжении четырех лет я сталкиваюсь с большим количеством детей с ограниченными возможностями. К великому сожалению очень многие семьи страдают заболеваниями, которые мешают развиваться и жить в социуме.
- Нарушение умственного развития (ЗУР) -Задержка психического развития (ЗПР) -Нарушение развития речевого аппарата (ЗРР, дислексия, алалия…) -Нарушение в работе опорно-двигательного аппарата -Расстройство в поведении и общении (Гиперактивность…) -Аутизм
На первый взгляд дети с такими заболеваниями кажутся агрессивными, не побоюсь этого слова «не от мира сего» и т.д. К огорчению многие взрослые сторонятся такого общения, соответственно и воспитание такого плана, накладывает свой отпечаток на отношение их чад к детям ОВ (ограниченными возможностями). Я очень сочувствую мамам таких деток. На самом деле поверьте, что это все абсолютно не так, это добрые, радужные, солнечные, самые отзывчивые дети.
Приведу пример такого отношения взятого из моей практики. Среднестатистическая полная семья, двое детей, у одного из них в возрасте четырех лет – дислексия (запоздалый диагноз, а только потому, что у семьи не хватает средств на платных врачей). Это вполне развитый ребенок, школьную программу осваивает чуть ниже среднего уровня, мало чем отличается от остальных детей. Во всяком случае, удовлетворительно оканчивает первый класс. Но к большому разочарованию мамы его отстраняют от школы, переводят на домашнее обучение. Мотивируя тем, что ребенок не обучаем в группе (на Минуточку, как же вы аттестовали ребенка за год, на каком основании?), помимо этого негласное отношение учителей естественно зеркалят ученики. Мальчишку стали обходить стороной, травить, применять насилие и т.д. Дети по своей натуре очень Жестоки.
Соответственно у ребенка нарушается ко всему психологический фон, который провоцирует течение болезни.
Дислексия — это, по сути, трудности в распознавании отдельных букв и слов и сопоставлении букв со звуками, которые влияют на способность человека читать и писать. Не было зафиксировано случаев, когда происходило полное излечение. Только поддержка, на которую приходятся, материальные затраты и не малые, к тому же мама вынуждена не работать.
На момент нашей встречи с этой семьей, у мальчика ко всему присоединилась Гиперактивность достаточно серьезного характера, что приходящие учителя один за другим отказывались заниматься с ребенком.
На протяжении наших занятий музыкальной терапией у ребенка стабилизировался эмоциональный фон, улучшился сон (который мог за ночь составить часа четыре), улучшилась концентрация внимания. Но, повторюсь, сложность ситуации мамы не позволила им продолжать занятия L Этот и многие другие случаи указывают, что музыка и язык в некоторой степени являются отдельными неврологическими процессами.
Музыка - Это целитель здоровья.
Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки и ее элементов, для терапевтических целей. Поддержания и содействию психическому и физическому здоровью.
Способность при отсутствии речевых навыков, петь привело к необходимости создания терапевтического музыкального лечения, называемого терапией, практически заменяемого речь песней. Это помогает пациенту общаться устно.
В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Наша задача не сделать из детей великих музыкантов. Мы первостепенно корректируем, реабилитируем состояние ребёнка, снимаем тревожность, помогаем установить и закрепить социальный, личностный статус, растормаживаем речевой аппарат, стимулируем двигательную деятельность. Развитие слуха и чувства ритма позволяет лучше справиться с проблемами в здоровье. Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Более полную информацию с удовольствием предоставлю при личном общении.
Автор: Виктория Матвеева
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru