Найти тему

К 170-летию со дня рождения Владимира Сергеевича Соловьева (28 января 1853, Москва – 31 июля 1900, Узкое).

В.С. Соловьев. Фотография из открытых источников.
В.С. Соловьев. Фотография из открытых источников.

В Российском Государственном архиве литературы и искусства с 1941 года находится фонд № 446 – российского философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева. Рукописи, публицистические статьи, личные письма автора – всего 164 единицы представляют наиболее известные его работы: «О духовной власти в России» (1881), «Воскресные письма» (1897), наброски философских сочинений «Оправдание добра», «Lˋ idee russe», а также его критические статьи о творчестве А.К. Толстого и М.Ю. Лермонтова.

Владимир Сергеевич родился в семье известного историка и профессора Московского университета – Сергея Михайловича Соловьева, автора фундаментального труда «История России с древнейших времен» (1851–1859). Семья оказала большое влияние на формирование личности философа и его научных интересов. Именно отец привил любовь к труду и истории. Велика была роль и его дедушки – протоиерея Михаила Васильевича Соловьёва, о котором философ А.Ф. Лосев писал: «О нем сохранилось предание как о человеке и возвышенно настроенном, и в то же время весьма склонном к юмору <…> Его внуки собирались у него по воскресеньям, причем все были убеждены, что добрый дедушка беседует с самим Богом, и Бог тоже беседует с ним». Этот образ дедушки глубоко поразил сознание юного Соловьева, тем более что незадолго до своей кончины он ввел 8-летнего Володю в алтарь храма и благословил на служение Церкви. Кто же тогда мог предположить, что это служение сам отрок истолкует слишком широко, вплоть до конфликта с официальным Православием. Однако всю свою дальнейшую жизнь Владимир Сергеевич будет стремиться стать похожим на своего деда. Неудивительно, что свое самое большое произведение – «Оправдание добра» – он посвятил именно семье «с чувством живой признательности и вечной связи».

Черновые наброски к статье о метафизике. Автограф. РГАЛИ. Ф. 446.
Черновые наброски к статье о метафизике. Автограф. РГАЛИ. Ф. 446.

Владимира Сергеевича всегда отличала тяга к знаниям. В 1869 году он с отличием окончил Московскую гимназию и поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Но тогда же у будущего философа случился кризис веры, совпавший с распространением нигилистических взглядов в России. Как отмечал сам Соловьев, «отрицание веры» стало важным этапом на пути его личностного и творческого развития: «… Человек относительно религии … проходит три возраста: сначала пора детской или слепой веры, затем вторая пора — развитие рассудка и отрицание слепой веры, наконец, последняя пора веры сознательной, основанной на развитии разума». В 1874 году он защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии», в которой отстаивал критический взгляд на широко захватившие общество позитивизм и радикализм. Успешная защита позволила В.С. Соловьеву получить звание штатного доцента и начать чтение лекций в Московском университете. Однако официальная преподавательская стезя не привлекала мыслителя.

В мае 1875 года состоялась его первая заграничная поездка в Англию. Он был командирован туда «для изучения в Британском музее памятников индийской, гностической и средневековой философии». Но в ноябре под влиянием изученной теософской литературы уехал из Лондона и направился в Каир. Как отмечает Лосев, именно здесь «явилось ему то, что он сам называл “видением” и что в позднейшей литературе называлось “Вечной женственностью”, но что представилось ему в личной форме. На языке самого Вл. Соловьева это выступало в виде Софии – Премудрости Божией, которой он посвятил не одно глубокое философское рассуждение».

Черновые наброски к статье о метафизике. Автограф. Ф. 446.
Черновые наброски к статье о метафизике. Автограф. Ф. 446.

В 1876 году Владимир Сергеевич вернулся в Россию. С этого момента начинается новая пора его жизни. В 1877 году он опубликовал «Философские начала цельного знания», в 1877–1888 годах писал и одновременно публиковал «Критику отвлеченных начал», а в 1878–1881 годах – «Чтения о Богочеловечестве», с которыми выступал в московских салонах и которые привлекли самый широкий круг слушателей. Среди них были и Л.Н. Толстой, и Ф.М. Достоевский, целый ряд других известных писателей и публицистов, деятелей культуры. В 1880 году В.С. Соловьев защитил в Петербурге диссертацию «Критика отвлеченных начал», где раскрыл свой взгляд на предмет и задачи философской науки: «Если задача философии заключается в том, чтобы установить общую связь всего существующего, а все существующее сводится к Божественному и к материальному (природному) началу, то задача философии определяется ближайшим образом так: установить внутреннюю связь между началом Божественным и началом материальным». Обозначенная здесь связь веры и разума стала той ключевой идеей, которую он привнес в огромное пространство идейных исканий русской интеллигенции рубежа XIX–XX веков.

Не последнее место во взглядах как самого В.С. Соловьева, так и его немногочисленных учеников занимала тема платонической любви и целибата в обыденной жизни. Не случайно поэтому, что 1880-е годы были отмечены для философа увлечением католицизмом и сочинением трудов на религиозные темы. Так появился его трехтомный труд в защиту Ватикана, но по разным причинам (цензурного и технического характера) удалось опубликовать только две части: «История и будущность теократии» (1886) и «Россия и вселенская церковь» (1889). К концу 1890-х годов здоровье В.С. Соловьева резко ухудшилось, и в июле 1900 года он скончался.

Владимир Сергеевич Соловьев оставил после себя богатое творческое наследие, которое свидетельствует, что он являлся одним из ярких и оригинальных мыслителей в российской истории.

Е.В. Миненко, ведущий специалист РГАЛИ