На выходных я летал в Санкт-Петербург на курс по тактической медицине. Занятия проходили в центре Партизан. Курс вели опытные инструкторы, которые были на войне, либо работали в военных госпиталях.
На курсе собрались патриотично настроенные люди из разных городов России. Кто-то, как и я, приехал за медицинскими знаниями на случай мобилизации, а кто-то уже сейчас решил идти добровольцем на фронт, не дожидаясь повестки.
Несколько человек захотели получить знания по тактической медицине, чтобы присоединиться к группе Вагнера. Понятно, что там тоже учат, но они подумали, что лишние знания будут не лишними.
В первый день курса нам объяснили общие принципы работы медиков в зоне боевых действий. Рассказали правила оказания первой помощи. Сказали, как проводить первичный и вторичный осмотр раненых, что обязательно надо забрать у убитого, а что брать нельзя.
Было много информации о жгутах, правилах их наложения, нам говорили, какие бывают обезболивающие и как их колоть. Нам показали, что должно лежать в аптечке бойца и в аптечке стрелка-санитара.
Потом, через проектор, курсантам продемонстрировали страшные видео с кровью, мясом и трупами. В интернете такие ролики навряд ли увидишь. Тем более что это актуальные записи с переднего края.
Далее было очень много часов тренировок накладывания жгутов. Мы накладывали жгуты сами себе и накладывали товарищу. Накладывали из положения сидя и учились накладывать из положения лёжа, под огнём противника.
Потом занимались с бинтами. Это целая наука – десмургия. Так называется раздел медицины о наложении повязок. Мы работали с эластичными и марлевыми бинтами, а так же с косынками. Накладывали повязки на руки, ноги, голову, ступни.
Самыми физически тяжёлыми оказались занятия по эвакуации раненого. Оказывается, его мало перебинтовать, надо ещё и утеплить специальным одеялом или плащ-палаткой, если одеяла нет.
Но самое трудное – тащить раненого. Даже вчетвером, даже по ровной поверхности, это очень непросто. Тем более что для приближения учебных условий к боевым нам выдали автоматы и бронежилеты. И то и то серьёзно утяжеляет задачу.
В конце курса командир отряда добровольцев и руководитель центра Партизан Денис поделился опытом использования знаний по тактической медицине в зоне спецоперации. Он с отрядом провёл полгода в Харьковской области, был ранен.
К слову, почти все инструкторы получили те или иные ранения: кто на Донбассе, кто в Сирии, а кто уже во время спецоперации. Поэтому им было что рассказать курсантам из своего личного опыта.
Хочу ещё добавить несколько слов для тех, кто рассуждает в стиле «если меня мобилизуют – в армии всему научат». Это то же самое, что думать «если меня мобилизуют – в армии всё дадут». Может и дадут, может и научат, а может и нет.
У меня товарищ по сплавам пошёл добровольцем, попал в подразделение, где уровень обеспечения и обучения бойцов сильно выше среднего, но даже там во время учёбы, на медицину выделили часов 6. А в Партизане получилось 18 часов, то есть в три раза больше.
Я считаю, что даже самые базовые знания по тактической медицине не будут лишними для каждого человека. Это может пригодиться не только на войне, но и в туристском походе. Да и просто в жизни может случится всякое.
Как я учился оказывать помощь на поле боя
2 минуты
5 прочтений
30 января 2023