Двухколесный транспорт плохо ассоциируется с автомобилями. Автомобиль – это что-то комфортное и как минимум устойчивое, чем два колеса похвастать точно не могут. Или могут?
Как лодка, но на асфальте
Gyro-X 1967 года от компании Gyro Transport Systems был как раз одним из вариантов решения этой проблемы. Его создателям – Алексу Тремулису и Томасу Саммерсу – проект виделся в качестве транспорта будущего. У обоих был внушительный опыт в автомобильной сфере, а тяга к чему-то новому подталкивала двигаться дальше. Они предположили, что традиционные автомобили недостаточно эффективны: слишком тяжелые, слишком большие, слишком… Подобных "слишком" у них набралось достаточно, чтобы всерьез рассмотреть постройку двухколесной машины. В ней можно было бы использовать двигатель меньшей мощности, аэродинамическая конструкция кузова позволила бы снизить сопротивление воздуха, а два колеса, в свою очередь, уменьшили бы сопротивление качению. Оставалась лишь одна проблема: как удерживать равновесие?
Gyro-X, как можно догадаться из названия, оснащался гироскопом. Он-то и стабилизировал автомобиль таким образом, чтобы можно было не бояться упасть, стоя на светофоре. Говорят, что из-за этой особенности машина чем-то напоминала лодку: во время остановки гироскоп заставлял кузов немного покачиваться из стороны в сторону, и по ощущениям это было очень похоже на то, как будто машину раскачивают волны. Среди прочих особенностей управления отмечали возможность входа в повороты под углом до 40 градусов – и это без риска опрокидывания и без каких-либо навыков вождения двухколесного транспорта в принципе.
Традиционных автомобильных "ценностей" в Gyro-X было не так много. Из возможных двигателей рассматривался ДВС от MINI Cooper S мощностью 80 л.с. С ним максимальная скорость составляла бы порядка 200 км/ч, чего в обычной жизни хватало бы с солидным запасом. В Gyro-X вряд ли бы получилось поехать с семьей на отдых или перевезти вещи на дачу, поскольку место в салоне было рассчитано фактически лишь на самого водителя. Но машина и не позиционировалась как практичный вариант на каждый день.
Из рук в руки
Gyro-X показали миру на Международном автосалоне в Нью-Йорке в 1967 году. О нем писали в журналах, интерес к "транспорту будущего" был вполне себе живой. Но на деле до коммерческого успеха (если он мог быть в принципе) было еще далеко. Конструкция с гироскопом была далека от совершенства. Она была слишком сложной и при это не отличалась стабильной работой во всех режимах: на скорости свыше 100 км/ч Gyro-X терял устойчивость.
На доведение его до ума требовались время и деньги. В 1970-м компания Gyro Transport Systems обанкротилась, ее детище оказалось никому не нужным. Gyro-X в буквальным смысле бросили на улице, где он постепенно превращался в автохлам. И это было весьма обидно, поскольку Gyro-X был построен в единственном экземпляре. Время от времени о нем вспоминали отдельные энтузиасты с деньгами: автомобиль на протяжении нескольких десятков лет переходил из рук в руки, хотя лучше ему от этого не становилось. Переломный момент случился в 2009 году, когда машину выкупил очередной коллекционер. Изначально он собирался восстановить Gyro-X, но, как и многие другие, впоследствии отказался от этой идеи: слишком дорого, слишком сложно.
Так в 2011 году Gyro-X вновь сменил владельца. На этот раз он попал в руки Джеффу Лейну – президенту известного Lane Motor Museum, где собраны десятки редких автомобилей. Лейн отыскал старые документы, оригинальные патенты и фото, и даже связался с племянником Тремулиса, но так и не смог выстроить понятный план по восстановлению авто. Главная трудность заключалась в воссоздании гироскопа с нужными Gyro-X характеристиками, но с этой задачей не могла справиться даже компания по их производству.
Казалось, что Gyro-X обречен очередной раз оказаться брошенным. На помощь пришел случай: один из посетителей музея посоветовал посмотреть в сторону яхт, которые используют стабилизаторы для сохранения устойчивости на воде, – с ними удавалось победить даже коварную морскую болезнь. Так Лейн начал сотрудничество с итальянской компанией Agency Impianti. Ее представители смогли "оцифровать" автомобиль и рассчитать параметры гироскопа. Через полтора года Лейн распаковывал ящик с новым гироскопом внутри.
Все остальные процессы восстановления были делом техники. Установка двигателя, приведение салона и кузова в порядок… Работы было много, а общий бюджет на восстановление составил порядка 500 тыс. долларов, из которых половина была потрачена на гироскоп. После всего этого Gyro-X наконец-то смог поехать без дополнительных колес – так, как это когда-то задумывали его создатели. И пусть у него нет будущего, Gyro-X по праву заслужил место в музее.