Наверное, все в наше время знают, что прослушивание классической музыки положительно влияет на работу мозга — повышает интеллект. Это известный научный факт, на основании которого, к примеру, в штатах Теннесси и Джорджия в конце 90-х продвигались программы по обеспечению семей с новорожденными детьми записями классической музыки. Особенно выделяется по силе и эффективности воздействия музыка Моцарта.
Музыка Моцарта потрясающим образом воздействует на головной мозг ребёнка. Она способна изменить его структуру. Музыка Моцарта для взрослого человека имеет временный эффект, так как нейронные связи уже сформировались.
Существует и специальный термин для обозначения этих воздействий — «эффект Моцарта».
Эффект этот, впрочем, выходит за пределы раннего развития, распространяясь и на взрослых, у которых прослушивание соответствующей музыки повышает интеллектуальные способности и даже способствует оздоровлению.
Исследования показали, что прослушивание музыки Моцарта может повлиять на вербальные способности, пространственную ориентацию, творческие способности, интуицию и память.
Красиво, не так ли? Даже странно, почему до сих пор всю учебную программу не заменили прослушиванием классической музыки. Ну или хотя бы не сделали это прослушивание принудительным для всех без исключения детей.
Или не странно? Вообще-то, не очень. Поскольку все это — изрядная чушь, хотя и опирающаяся, действительно, на научные данные.
Термин «эффект Моцарта» придумал французский отоларинголог Альфред А. Томатис. Действительно полагавший, что прослушивание музыки Моцарта способствует более интенсивному развитию детского мозга.
Правда, Томатис не был ни неврологом, ни нейропсихологом, и не факт, что проводил серьезные исследования на детях. Вроде бы во Франции его вообще числили деятелем «альтернативной медицины», хотя отоларингологом он действительно был.
Но всерьез об эффекте Моцарта заговорили после работ не Томатиса, а группы американских психологов из Калифорнийского университета.
В 1993 году Фрэнсис Раушер, Гордон Шоу и Кэтрин Ки провели исследование, в котором студенты решили некие задачи на невербальный интеллект.
- Одна группа перед тестированием прослушивала расслабляющие установки, другая — произведение Моцарта, третья была контрольной и «слушала тишину».
В результате группа, предварительно слушавшая музыку, показала в среднем более высокий (порядка 8 единиц) уровень интеллекта.
Правда, сами исследователи вовсе не делали из этого сенсации.
- Во-первых, исследование проводилось не с детьми.
- Во-вторых, улучшался невербальный (а не вообще) интеллект, а именно — способность к решению пространственных задач.
- И в-третьих, этот эффект длился 10−15 минут.
Так что психологи всего-навсего опубликовали статью о полученных результатах.
Слава пришла неожиданно. Статью заметили и перепечатали. Или, скорее, пересказали. Так, что получилось что-то вроде «Психологи доказали: музыка Моцарта делает вас умнее».
И ведь правда доказали… А идея пошла в массы. И в продажу.
Однажды мы зашли в Virgin Records, и там был целый киоск с музыкой Моцарта и цитатами из нашей газеты. © Фрэнсис Раушер
Авторы исследования не делали громких заявлений и, в принципе, пытались разъяснять, что эффект-то есть, но как бы не вполне тот, о котором все подумали…
К сожалению, не все американцы читали научные журналы. Ну, а в СМИ журналисты вовсю эксплуатировали новенькую сенсацию. Тем более, одно и то же явление можно преподнести по-разному.
Например, оказывается, у испытуемых Раушер…
IQ в среднем увеличился на…
Вообще-то, они всего лишь показали улучшение в выполнении пространственных задач. А тут получается, что интеллект вырос… и, видимо, насовсем.
Договорились до того, что
…музыка Моцарта отлично развивает так называемое пространственное мышление.
Хотел бы я знать, где авторы данного опуса видели человека, выросшего в сенсорно обедненной среде, в замкнутом пространстве — но постоянно слушавшего Моцарта… Нет, а как иначе можно было выяснить, что музыка именно что развивает пространственное мышление?
Музыка Моцарта становилась все чудодейственнее, а история давала боковые ветви. Например, Раушер вспоминала, как однажды журналисты переиначили её слова так, что получилось: не только классика полезна для мозга, но и рок-музыка — вредна.
После этого она получила немало звонков и писем от возмущенных поклонников рока… А этот миф тоже прочно обосновался в головах:
Ещё один удивительный эксперимент был проведён с молекулами воды. Первый кристалл «слушал» музыку Моцарта, второй — тяжелый рок. После чего воду резко замораживали… В первом случае кристалл имеет красивую и правильную форму. Во втором — кристалл полностью разрушился.
Психологи о вреде рок-музыки, разумеется, не заявляли.
Впрочем, они и о развивающем эффекте классической музыки не заявляли. Журналисты все сделали без них и за них, а торгаши ухватились за возможность заработать: в 1997 году вышла книга «Эффект Моцарта: использование силы музыки для исцеления тела, укрепления разума и раскрытия творческого духа».
Уже это позволяет судить о скорости формирования сенсации: с первой публикации прошло всего-то четыре года, а «эффективные продажники» договорились уже до активизации иммунитета, лечения депрессии, некоторых соматических нарушений и терапии детей с умственной отсталостью…
Хотя, справедливости ради, в последнем случае речь в книге идет вовсе не о повышении их интеллекта, а о практиках релаксации. Ну, а в эффективности использования музыки для расслабления, по-моему, никто и раньше не сомневался…
И, в общем-то, ажиотаж не спал и по сей день. Цитаты в начале этой статьи взяты с современных сайтов. Одним из источников стал сайт одной из российских школ. Как мне кажется, работникам образовательных учреждений следовало бы опираться на более научные данные, тем более что найти их совсем не сложно.
РКН: сайт www.youtube.com нарушает закон РФ
Ну, а что же реальные ученые?
Исследования показывали разные результаты, но все в целом варьировалось от отсутствия эффекта вообще до незначительного и недолговременного (как и было у Раушер) результата.
- Увы, Моцарт «не работает» так, как хотелось бы многим родителям.
Больше того, выяснилось, что дело вообще не в Моцарте. Аналогичный эффект одна из групп «обнаружила» у Стивена Кинга: прослушивание его рассказа также дало улучшение.
На деле же все много проще.
- Сработать может любая музыка, любой текст, который нам нравится. Это вызывает выброс «гормонов радости», настроение улучшается, и, соответственно, улучшается способность решать задачи.
Интересно, а пробовали ли психологи экспериментировать с людьми, которым музыка Моцарта неприятна?
Тем не менее некоторые исследования показали, что музыка действительно может коррелировать с устойчивым повышением уровня интеллекта. Вот только не совсем так, как рассказывают об этом музыкопродавцы, в рекламных текстах которых можно встретить «честное» упоминание того, что «эффект Моцарта» действительно давал временное улучшение. Но это — у взрослых, чей мозг давно сформирован.
Зато у детей… Думаю, можно не продолжать? Сами выстроите вытекающую из этого логическую цепочку?
Обычно в качестве примера приводят еще одно исследование Раушер, в котором две группы детей обучались: одна — игре на фортепьяно, а другая — компьютерной грамотности. В итоге «музыкальная» группа показала лучшие результаты в решении пространственных тестов.
На самом деле, «эффект Моцарта» вызвал мощный резонанс и потому исследовался неоднократно.
Гленн Шелленберг, психолог из Торонтского университета, провел исследование с шестилетними детьми.
144 ребенка разделили на четыре группы, обучавшиеся игре на клавишных, вокалу, актерскому мастерству, и контрольную, ничему дополнительно не обучавшуюся.
Через 9 месяцев IQ вырос у всех — это нормально, так как дети еще и начали учиться в школе: в контрольной группе — на 3,9 балла, у изучавших актерское мастерство — на 5,1; у музыкантов — на 6,1; у изучавших вокал — 7,6.
Также эти группы показали лучшую успеваемость по общеобразовательным предметам.
О чем это говорит? С одной стороны, что дополнительные занятия действительно способствуют развитию. Обучение музыке создает новые нейронные связи в мозгу и, по идее, может положительно повлиять на уровень IQ. Впрочем, это касается вообще любого целенаправленного обучения. И чем сложнее материал — тем больше мы тренируем мозг.
Но главное: «слушать» и «играть» музыку — вещи совершенно разные. Как разными окажутся «играть» (в смысле, использовать уже имеющиеся навыки) и «обучаться» (формируя новые нейронные связи).
Есть и третья сторона — социальная. Зачастую дети, дополнительно обучающиеся музыке, действительно показывают и более высокий интеллект, и лучшие успехи в учебе. Вот только чаще это дети из более интеллектуальных семей, с более образованными родителями, лучшим культурным уровнем и изначально более мотивированные к получению образования. И без учета бэкграунда делать выводы о влиянии музыки на интеллект, как минимум, опрометчиво.
Ну, а Глен Шелленберг высказался обо всем этом вполне определенно:
Эффект Моцарта? Это полная чушь!
Что не мешает мифу продолжать жить и здравствовать.
Например, в виде музыки для беременных. Точнее, для будущих детей, мозг которых она, как предполагается, должна как-то по-особому развивать. Нет, ну, а что? Слушают же, не отказываются…
А мне сразу вспоминается обожаемый мной фильм «Ширли-Мырли»:
РКН: сайт www.youtube.com нарушает закон РФ
Пока она с пузом ходила, он ей всё на рояле играл Бетховена там, или Родиона Щедрина… — А как у неё, у Вари, схватки начались — он опять к роялю. Чтобы ребёнок, — говорит, — с абсолютным слухом был. И так это он сильно стал по клавишам бить… Рахманина, помню, второй концерт. Что ножки-то у рояла подломились, его и накрыло.
Впрочем, в жизни иногда бывает не менее весело.
В немецком городе Тройенбрицен начальник водоочистной станции решил услаждать музыкой Моцарта слух… бактерий, перерабатывающих отходы городской канализации. Не знаю, чем дело закончилось — но автор утверждал, что результаты не заставили себя ждать:
Это создает определенный резонанс, который стимулирует микробы и помогает им лучше работать. Мы все еще находимся на стадии тестирования, но я уже заметил, что очистка сточных вод более эффективна.
Ну, а раз уж главный городской ассенизатор «заметил» чудодейственный эффект воздействия классической музыки — стоит ли удивляться, если его «заметят» и родители, искренне желающие вырастить самого-самого умного, талантливого и так далее ребенка?
Автор — Александр Смирнов
Источник — ШколаЖизни.ру