Новый год вступил в свои права. Завершается первый его месяц. Много пожеланий было высказано при встрече Нового года. Несмотря на сложное тревожное время, все мы надеемся на лучшее. И всё-таки в глубине души у многих живёт чувство тревоги. Ведь, пожалуй, на памяти нескольких поколений ещё не было такого положения в мире, когда бы грядущее таило в себе столько неизвестности.
Если говорить о природе человеческого страха, то больше всего люди боятся неизвестности, когда им кажется, что она угрожает опасностью. Именно поэтому многие боятся темноты: никто не знает, что таится в непроницаемой тьме. Реальной угрозы может и не быть, но воображение начинает рисовать самые страшные вещи. С первым проблеском света страхи рассеиваются, и порой нам самим непонятно, что же могло нас так пугать среди самой обычной обстановки.
Природу страха перед неизвестным можно показать на простом примере. Вы идёте в темноте по неизвестной местности и вдруг видите, что в стороне мелькает чья-то тень. Вам, конечно, страшно, тем более в наше непредсказуемое время, когда опасность может исходить откуда и от кого угодно. И всё-таки видимость этой опасности позволяет как-то сконцентрироваться и подавить страх. Хуже становится, когда вы не видите объект опасности, а только слышите чьи-то осторожные крадущиеся шаги. Тут уже нервы начинают шалить по-настоящему. Но самое страшное происходит тогда, когда вы вдруг ощущаете в темноте чьё-то прикосновение. В этот миг даже человек с железными нервами не способен подавить в себе вспышку внезапного ужаса.
Человеку страшнее всего прикосновение неизвестного. Он должен видеть, что его коснулось, знать, или, по крайней мере, представлять, что это такое. Он везде старается избежать чужого прикосновения. Ночью или вообще в темноте испуг от внезапного прикосновения перерастает в панику.
Все барьеры, которые люди вокруг себя возводят, порождены именно страхом прикосновения. Они запираются в домах, куда никто больше не может войти, и только там чувствуют себя в относительной безопасности. Боязнь грабителей происходит не только из-за беспокойства потерять имущество, это ужас перед рукой, внезапно хватающей из темноты. Многие люди, квартиры которых обворовывали, практически в один голос говорят, что их не так мучит потеря имущества (хотя и это не последнее дело), как чувство гадливости, что чьи-то чужие руки шарили в их вещах, что какие-то неизвестные люди вторглись в их мир. «Мой дом – моя крепость», – говорят англичане.
Много романов и стихотворений написано о любви. Кто не испытал власти первого взгляда, первой улыбки, первых слов. Часто говорят, что мужчины любят глазами, а женщины ушами, но все решает первое прикосновение. Через него проверяется, приятны люди друг другу или нет. И первый поцелуй – это испытание чувства прикосновением. И настоящая близость приходит тогда, когда люди не испытывают никаких отрицательных эмоций от соприкосновения друг с другом.
Примеров можно приводить очень много, но уже достаточно ясно, что всегда и повсюду самый сильный страх перед неизвестностью символизирует рука из темноты, превращённая в когтистую лапу.
Но это крайний, символический повод для страха. А чего мы боимся в реальности? Многие люди среднего возраста, особенно мужчины, боятся потерять работу. Их точка зрения: «Воровать не приучен, а побираться даже у близких людей – стыдно». Многие люди боятся серьёзно заболеть, боятся, что заболеют их близкие. Душераздирающие истории об операциях, которые стоят десятки тысяч евро, заранее повергают их в ужас. Дороговизна даже привычных лекарств тоже не прибавляет оптимизма.
Большинство матерей (да и отцов тоже) боятся за своих детей. «Если сотовый сына или дочери вдруг не отвечает, я места себе не нахожу», – признаются многие из них. Это вполне понятно, когда каждый год тысячи людей бесследно исчезают или погибают насильственной смертью. Смерть становится привычной, и всё-таки многие люди, особенно те, у кого есть несовершеннолетние дети, боятся умереть скоропостижно. Причина страха одна: «Что будет с моими детьми?»
Люди боятся войны и терроризма, бояться летать самолетами и ездить на поездах. Пожилые люди боятся одиночества. Большинство уже не думает, реальны их страхи или нет, но каждого как будто хватает за горло рука из темноты.
Как победить страх? Юмористы советуют больше смеяться, психологи предлагают настроить мысли на приятный лад, послушать хорошую музыку, принять ароматическую ванну. Хорошо помогают и физические нагрузки, занятия по дому. Напоминают, что ожидание всегда хуже ожидаемого. Запрещают смотреть какое-то время телевизор. Втолковывают, что, если вы чего-то боитесь, значит, вам есть что терять, а это уже позитив. Социологи говорят: мы слишком разобщены. Каждый живёт и умирает в одиночку.
Нужны какие-то ценности, чтобы объединить людей. Нужна новая концепция власти и государства, новый подход к человеку. Иначе, если мы не вымрем физически, то можем умереть от страха. Именно этот проклятый подспудный страх является частой причиной инфарктов и инсультов, психических и онкологических заболеваний.
Говорят, что клин вышибается клином. Может быть, всем нам нужно всерьёз, по-настоящему испугаться того, что происходит с нами, чтобы лишиться страха и перед настоящим, и перед будущим. Чтобы изгнать страх из души, нужно изгнать страх из общества. И наоборот. Встать не толпой, а стеной, солдатской фалангой, чтобы придушить всю нечисть, грозящую из тьмы. На войне паника часто начиналась из-за того, что неясно было, где противник и какие у него силы. Перед реальной опасностью паника проходила. Но для этого нужно знать и понимать, что в одиночку всё равно никто не спасется.