Найти тему
Вышка Родителям

Учебный ассистент в Вышке - кто это и как им стать?

В сегодняшней статье мы поговорим про учебное ассистентство, подробно расскажем о том, что оно из себя представляет, а также осветим самые важные аспекты того, как студенты могут помогать преподавателям в нашем университете.

Сталкиваясь с нехваткой времени или желая разнообразить учебную дисциплину, каждый преподаватель и сотрудник НИУ ВШЭ имеет право прибегнуть к помощи специальных ассистентов. Ими становятся обучающиеся из числа студентов и аспирантов, которые соответствуют критериям отбора.

Всего существуют три вида ассистентов — учебный ассистент, учебный консультант и цифровой ассистент, — и на каждом из них мы остановимся подробнее.

-2

Учебный ассистент — это студент, отобранный преподавателем в качестве помощника для реализации учебной дисциплины.

Учебные ассистенты занимаются тем, что напрямую помогают преподавателю в проведении занятий и консультаций, участвуют в разработке заданий и помогают оценивать полученные студентами результаты. Кроме того, они совместно с преподавателем разрабатывают занятия в различных форматах и обеспечивают их сопровождение: готовят необходимые для освоения материалы и высылают задания для самостоятельной работы студентов.

Зачем нужны ассистенты

В первую очередь учебные ассистенты обеспечивают эффективность учебного процесса, на собственном опыте понимая, как можно разнообразить ту или иную дисциплину: новыми заданиями, форматами и методиками проверок.

Кроме того, как это было сказано в самом начале статьи, наличие учебного ассистента по дисциплине помогает преподавателям высвободить время, которое они затем могут потратить на исследовательскую деятельность.

Для самого университета подобная практика означает создание и апробацию инновационных методик в образовательной процессе. Выявляя наиболее талантливых и способных студентов и аспирантов, Вышка активно вовлекает их в педагогическую деятельность — и, соответственно, обучающиеся приобретают важные для дальнейшей жизни и работы навыки. Студенты учатся работать с информационными источниками, грамотно распределять свое свободное время (тайм-менеджмент), а также получают бесценную возможность углубиться детальнее в образовательный процесс.

Таким образом, от ассистентства, несомненно, выигрывают все: и преподаватели, которые также набираются опыта того, как можно разнообразить дисциплину, и сами ассистенты — и, конечно же, студенты, чьи работы проверяются намного быстрее, а сам учебный процесс становится в разы интереснее и вариативнее.

Как становятся учебным ассистентом

Создать заявку на приглашение учебного ассистента преподаватель может два раза в год. Затем в дело вступает специальная комиссия факультета, на котором работает преподаватель: именно она осматривает, проверяет и одобряет заявки на приглашение учебных ассистентов.

Прошедшие отбор студенты могут оказывать услуги как платно, так и на безденежной основе. В первом случае со студентом заключается официальный договор, а во втором студенту засчитываются зачетные единицы (кредиты) за практику или проектную деятельность.

-3

Учебные консультанты — это студенты, помогающие студентам с ограниченными возможностями здоровья, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также студентам, принятым на обучение в рамках особых квот.

Получить помощь учебного консультанта студент особой категории может, обратившись в учебный офис своей образовательной программы. Саму помощь учебный консультант совершает как на платной, так и на безвозмездной основе.

В чем помогают учебные консультанты

Консультанты помогают студентам быстро адаптироваться в университете, ориентироваться в правилах, принятых Вышкой, а также в инфраструктуре вуза. В зону ответственности консультантов также входит помощь в расселении в общежитии, помощь в распечатке учебно-методических материалов и в получении доступа к информационным ресурсам.

Сопровождение учебной деятельности у студентов-инвалидов может осуществляться в форме личного контакта (посредством групповых или индивидуальных консультаций) либо дистанционно — например, по электронной почте. Консультирование происходит на регулярной основе: по дисциплинам, которые вызывают у студента наибольшую сложность в освоении, в выполнении домашних заданий, подготовке к сессии.

Стоит также отметить, что в случае необходимости учебные консультанты могут взаимодействовать с преподавателями, куратором курса и учебным офисом от лица консультируемого ими студента.

Таким образом, консультанты оказывают и психологическую поддержку обучающемуся. Они всегда готовы прийти ему на помощь в случае затруднительных ситуаций и, кроме того, содействуют успешному освоению образовательной программы.

-4

Цифровой ассистент — это студент или сотрудник НИУ ВШЭ, помогающий преподавателю освоить дистанционные и онлайн-технологии.

Задачами цифровых ассистентов является оказание помощи преподавателям в переходе на новые форматы дистанционного обучения. Кроме того, студент обязуется решать возникающие на этом пути проблемы: с этой целью им проводятся консультации, записываются инструкции по использованию платформ для онлайн-обучения. Цифровой консультант также ответственен за установку необходимых приложений и сервисов на персональный компьютер или смартфон преподавателя.

Всего существует две категории цифровых ассистентов: цифровой ассистент факультета и цифровой ассистент Цифрового блока НИУ ВШЭ.

Во время пандемии коронавируса Цифровые ассистенты успешно помогали Цифровому блоку справляться с вопросами по переходу деятельности университета в онлайн. Сегодня функционал участников проекта расширяется, и их привлекают к решению новых задач. Цифровые ассистенты не только консультируют пользователей Горячей линии Вышки, но и осуществляют поддержку при проведении онлайн-мероприятий в университете и за его пределами, участвуют в работе продуктовых команд Цифрового блока и работают в рамках Ярмарки проектов.

-5

Как стать цифровым ассистентом?

Цифровым ассистентом может стать студент или сотрудник университета, который прошел обучение под руководством специалистов Цифрового блока и обладает знаниями и навыками в области ИТ, знает корпоративную культуру, специфику и образовательный процесс НИУ ВШЭ изнутри.

Во время обучения специалисты Цифрового блока расскажут, какие функции нужно выполнять и как организована работа в команде, продемонстрируют возможности цифровых сервисов, используемых в Вышке, и проведут практические инструктажи по работе с ИТ-сервисами.

При отборе кандидатов Цифровой блок обращает внимание на личные качества — вежливость, стрессоустойчивость и умение объяснять сложные вещи простым языком.

Также необходимо обладать базовыми знаниями и опытом работы на пользовательском уровне с видеосервисами, различными операционными программами.

-6

Вышка стремится сделать обучение в своих стенах комфортным для всех: не только для преподавателей, но и, разумеется, для студентов.

Благодаря активной вовлеченности студентов старших курсов и аспирантов в ассистентство, Вы можете не переживать, что Ваш ребенок будет изучать устаревший или попросту скучный материал.

Если же Ваш ребенок планирует поступать в Вышку по особой квоте, расскажите ему, что он может воспользоваться помощью учебного консультанта, чтобы сделать учебный процесс не только проще, но и в первую очередь комфортнее. Вышка всегда заботится о своих студентах, а учебные консультанты абсолютно всегда готовы прийти на помощь.

Волнение за ребенка абсолютно естественно, поскольку именно с момента поступления в университет для него начинается абсолютно взрослая и во многом самостоятельная жизнь. Это особенно актуально для тех ребят, которые переезжают в другие города, оставляя позади родительский дом, родственников и друзей — и мы уверены, что всем будет намного спокойнее, если в университете будет человек, который готов помочь студенту в освоении и адаптации.

Спасибо, что оставались с нами и до конца прочитали эту статью. До новых встреч!