Найти в Дзене
С Богом по жизни

ГНЕВНЫЕ МЫСЛИ, ЗЛЫЕ СЛОВА И УБИЙСТВО

Несколько лет назад я проповедовал в одном исправительном центре. Среди слушавших меня присутствовало несколько человек, совершивших убийство. Некоторые из моих слушателей убивали собственными руками; но есть многие, убивавшие в своем сердце и словами. Согласно Иисусу, вторые так же виновны, как и первые: “Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “Рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “Безумный”, подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой, перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда,

Несколько лет назад я проповедовал в одном исправительном центре. Среди слушавших меня присутствовало несколько человек, совершивших убийство. Некоторые из моих слушателей убивали собственными руками; но есть многие, убивавшие в своем сердце и словами. Согласно Иисусу, вторые так же виновны, как и первые:

“Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “Рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “Безумный”, подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой, перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта” (Мф. 5:21-26).

В нашем предыдущем уроке мы рассматривали предисловие к тому, что Уильям Баркли назвал «одним из важнейших разделов всего Нового Завета»: Мф. 5:21–48. Тогда мы отметили слова Иисуса о том, что Он пришёл не нарушить закон, а исполнить его. В конечном итоге Он исполнил его и убрал с пути, когда умер на кресте за наши грехи. В Нагорной проповеди, однако, Он исполнил закон, расширив и углубив его смысл. После вступительных слов Он привёл пять или шесть иллюстраций этого исполнения. В данном уроке мы рассмотрим первую иллюстрацию, содержащуюся в стихах 21–24. В этом отрывке Иисус говорит о гневе и о том, как не надо говорить.

Наш текст также показывает, что делать, когда у нас с кем-то возникает конфликт, в частности когда мы обидели человека словом или делом. У мира свои способы решения споров, но для последователя Иисуса они неприемлемы. Христианин старается жить в мире со всеми людьми — христианами и нехристианами, верующими и неверующими, друзьями и врагами.

ОПАСНОСТЬ ГНЕВА

Чувство гнева (Мф. 5:21, 22)

Отрывок начинается заявлением Иисуса: «Вы слышали, что сказано древним: “Не убивай, кто же убьет, подлежит суду”» (ст. 21). «Древние» — это предки слушателей Иисуса.

Аудитория Христа уже слышала повеление «не убивай». Это шестая из Десяти заповедей (Исх. 20:13; Втор. 5:17). Шестая заповедь не запрещала смертную казнь (см. Исх. 21:12), как и войну с врагами Господа (см. Втор. 7). В Мф. 5:21 употреблено слово фоньюо, которое означает «незаконно лишить жизни человека человеком, [особенно] предумышленно».

Люди также слышали: «Кто же убьет, подлежит суду». «Суд» — от слова крисис, означающего «решение, заключение суда» (Вайн). Иисус имел в виду, что убийца должен быть поставлен перед местным иудейским судом для определения его вины и вынесения приговора. В Ветхом Завете нет такого стиха, в котором бы говорилось: «кто же убьет, подлежит суду»; это утверждение Иисуса было, вероятно, основано на принципе, которому учили многие ветхозаветные отрывки. Закон гласил, что убийцы должны предаваться смерти (см. Лев. 24:17; Чис. 35:16–34), и обязывал израильтян организовать систему судов, которые бы занимались этим и другими подобными вопросами (см. Втор. 16:18; 17:8, 9). В дни Иисуса в каждом селении и городе Палестины был суд, наделенный полномочиями разбирать дела по обвинению в убийстве. Очевидно, иудейские наставники учили, что виновны лишь те, кто фактически совершил убийство.

«А Я, — добавляет Иисус (и далее идет ключевая фраза), — говорю вам…» (Мф. 5:22). В греческом тексте логическое ударение стоит на слове «Я». Когда учили книжники и фарисеи, они цитировали многие авторитетные источники — иногда Моисея, чаще учителей древности. Иисус же ссылался на Свой собственный авторитет. Когда Он кончил проповедовать, «народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (7:28, 29; см. Мк. 1:22).

Какое же заявление, основанное на собственном авторитете, сделал Иисус? Во-первых, Он сказал, что «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:22). Когда Иисус произнес слово «брат» (аделфос), Его слушатели, несомненно, подумали о своих собратьях-иудеях. Сегодня мы в первую очередь думаем о христианах. Однако смысл этого слова явно шире. В стих 24 Иисус включает соперников, поэтому нам следует думать обо всех и каждом, с кем мы вступаем в контакт.

«Гневающийся» — от глагола орге. Есть два греческих слова со значением «гнев»: орге и тимос. Тимос «быстро вспыхивает и быстро утихает», тогда как орге — «более… длительное душевное состояние, часто с мыслями о мести» (Вайн).

Баркли так пишет об орге:

«Это долго не проходящий гнев: это гнев человека, который подпитывает и подогревает его; это гнев, о котором он все время думает и которому он не даст умереть… [Это] гнев, который не забывает, гнев, который не желает успокоиться, гнев, который жаждет мести».

Библия осуждает не всякий гнев. Бог гневается на нечестивых (см. Пс. 7:12). Иисус с гневом смотрел на фарисеев (Мк. 3:5). Есть праведный — благочестивый — гнев, гнев на грех, угнетение и порок. Бог вложил в нас способность гневаться для благих целей. Уильям Эванс писал: «Человек, не способный гневаться на грех… не способен по-настоящему любить праведность». Однако в большинстве случаев, когда мы гневаемся, это не праведный гнев. Скорее, это эгоистичный гнев на какое-нибудь личное оскорбление или нанесенную обиду, реальную или мнимую. По этой причине Библия часто осуждает гнев в принципе (см. Еф. 4:31; Кол. 3:8; Иак. 1:19, 20).

Следует отметить, что слово «напрасно» («всякий, гневающийся… напрасно»), которое мы находим в Синодальном Переводе, в других переводах отсутствует. Соответствующее греческое слово имеется в ряде древних документов, но отсутствует в самых ранних манускриптах. Я упоминаю об этом потому, что в молодости я слышал, как некоторые использовали слово «напрасно» для оправдания своего гнева: «Ведь сказано “напрасно”, то есть без причины, а у меня была причина! Только послушай, что он сделал мне!» Мы всегда готовы оправдать себя и можем найти достаточно доводов (как мы сами считаем) в защиту собственной правоты. Поймите, что Иисус предупреждал против гнева вообще.

Иисус сказал, что «всякий, гневающийся на брата своего… подлежит суду». Слово «суд» здесь — от крисис, как и в предыдущем стихе. Однако не вызывает сомнений, что если вначале Христос говорил о физическом суде, то теперь заговорил о духовном, так как ни один земной суд не мог и не стал бы судить человека просто за гнев. Иисус утверждал, что, согласно небесному суду, человек виновен не только в том случае, если он убил брата, но и если он гневается на брата.

Можно допустить, что среди слушавших Иисуса было мало — или вообще не было — таких, кто физически совершил убийство, а вот ненависть в душе, вероятно, кое-кто таил. Они бы не пролили ни слезинки, если бы объекты их ненависти попали в беду: если бы их задрали дикие звери, укусили ядовитые змеи, ударила молния. Они, вероятно, верили, что если их руки не обагрены кровью, то они не нарушили шестую заповедь, но Иисус сказал, что это не так. Позже один из апостолов Иисуса напишет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3:15). Это называется «убийство мыслью» (Кокс).

Иисус высветил, что за грехом убийства стоит помышление сердца, которое и приводит к убийству. Если бы мы могли ликвидировать неправедный гнев и ненависть, то смогли бы ликвидировать и убийство. Вот основной принцип, который можно извлечь из Нагорной проповеди: то, что ведет к греху, тоже греховно!

Проявление гнева (Мф. 5:22)

В середине стиха 22 Иисус переходит от чувства гнева к его проявлению: «Кто же скажет брату своему: “Рака”, подлежит синедриону». Греческое слово рака в Международном Библейском Обществе переводится «ничтожный». По утверждению Вайна, рака — это «арамейское слово, родственное [еврейскому]… Оно выражало крайнее презрение и означало “пустой, никчемный” больше в интеллектуальном, чем в нравственном плане». Некоторые переводы выражают общий смысл этого слова. В Современном Переводе сказано: «…кто оскорбит другого».

Возможно, оскорбительным было не столько даже само слово рака, сколько то, как оно произносилось. Многие слова, сами по себе не унизительные, могут глубоко ранить, если их произнести злобно или язвительно. Считайте рака общим термином того времени, выражавшим презрение и произносившимся издевательским тоном. Где бы вы ни жили, у вас тоже есть слова, которые используют, чтобы унизить других. Сознательный христианин, в отличие от мирского человека, не употребляет таких слов.

Согласно Иисусу, кто скажет своему брату рака, «подлежит синедриону». «Синедрион» — это транслитерированное греческое слово, которое в Российском Библейском Обществе переводится как «Совет», а в Международном Библейском Обществе — «высший суд». Иногда это слово употребляется в общем смысле (см. Мф. 10:17), но обычно оно означает «высший суд в Иерусалиме, состоявший из 71 члена… Этот орган правосудия рассматривал наиболее важные дела» (Вайн). Во многих странах есть как местные суды, так и государственный суд. В России последний называется Верховным судом. Конечно, высший суд в Иерусалиме (синедрион) не стал бы слушать дело об оскорблении брата. Значит, здесь Иисус продолжает использовать знакомые термины иносказательно, чтобы внушить слушателям, насколько это серьезно — гневаться на брата. В тексте чувствуется возрастающая напряженность, когда он переходит от обычного суда к синедриону. Его смысл таков: проявление гнева имеет более серьезные последствия, чем его чувство.

Думаю, следует упомянуть один странноватый аргумент, с которым мне пришлось столкнуться. Кто-то может сказать: «Если ненавидеть брата так же плохо, как и убить его, то чего бы мне просто не убить своего брата, раз уж я так ненавижу его? В Божьих глазах этот мой грех будет ничуть не больше». Конечно, никто из читателей не станет так по-детски рассуждать, но несколько слов об этом сказать все-таки нужно. С практической стороны выражать гнев (через оскорбительные слова и/или убийство) хуже, чем просто иметь гнев в сердце, по нескольким причинам. Назову две из них. (1) Даже если вы гневаетесь на брата, вам не следует оскорблять или убивать его, потому что после таких действий вам будет труднее покаяться (покаяние включает восстановление прежних отношений). Если вы сказали что-то плохое о другом человеке, то должны пойти к нему и примириться (см. ст. 23, 24). Если же вы убили кого-то, то его жизнь уже не вернуть. (2) Даже если вы гневаетесь на брата, вы не должны убивать его, потому что последствия этого гораздо серьезнее. Если в вашем сердце ненависть и гнев, то вы ответите перед Богом. Если же вы совершите убийство, то будете отвечать перед Богом и перед земным судом. Наращивая напряжение, Иисус не занимался юридическим крючкотворством; Он хотел внушить нам, что если мы гневаемся на брата или ненавидим его, то необходимо выкинуть эти недобрые мысли из сердца и головы.

Иисус привел еще один пример проявления гнева: «…а кто скажет: “Безумный”, подлежит геенне огненной». И снова мы видим интенсификацию как оскорбления, так и наказания. «Безумный» — это перевод слова морос. Вайн так толкует это слово: оно «главным образом означает “тупой, медленно соображающий”… отсюда “бестолковый, глупый”… здесь это слово означает “жалкое ничтожество в моральном отношении, мерзавец”». Это «более серьезный упрек, чем рака: последний термин пренебрежительно высказывается об уме человека, называя его безмозглым; первый наносит удар по его сердцу и личности» (Кокс). Иисус употребил слово морос, когда обличал лицемерие книжников и фарисеев (Мф. 23:17, 19) и глупость дев (Мф. 25:3). Это слово указывает на духовное состояние человека. Иисус имел право выносить такое суждение, а мы с вами — нет.

Если гнев и ненависть в сердце — это «убийство мыслью», то оскорбление — это «убийство языком» (Кокс). Языком можно убить уверенность человека в себе. Языком можно убить его доброе имя.

Одним качеством христианина является уважение к другим. Он уважает даже тех, кто сам так не поступает. Где этому учатся? Многие из нас учатся этому в христианских семьях. Если вы отец или мать, дедушка или бабушка, требуйте, чтобы все в доме относились друг к другу с уважением. Злобным, полным ненависти словам нет места в семье христианина.

Иисус сказал, что называющий другого «безумный» («дурак»; Современный Перевод), «подлежит геенне огненной». «Геенна» — транслитерация сложного греческого слова, которое означает «долина Енномова». В этой долине царь Ахаз и другие приносили своих детей в жертву ложным богам (4 Цар. 16:3; 2 Пар. 28:3). Когда царем стал Иосия, он осквернил долину (4 Цар. 23:10). Ее превратили в свалку для отбросов и трупов преступников (см. Иер. 7:31-33). По преданию, в I веке она стала местом свалки мусора, где постоянно тлел никогда не гаснувший огонь. Иисус нарисовал яркий образ, в котором позволяющий гневу и ненависти так гореть в своем сердце, что он обзывает другого дураком, заслуживает только того, чтобы быть брошенным в долину с дымом и вонью от никогда не затухающего огня.

Иисус хотел, чтобы Его слушатели поняли, что Он имел в виду нечто более серьезное, чем физическое наказание. К тому времени геенна стала общепринятым обозначением вечного обиталища нечестивых, которое мы называем «адом» (см. Мф. 10:28; 23:33). В Отк. 21:8 Бог говорит, что участь всех убийц — «в озере, горящем огнем и серой. Это смерть вторая», а Иисус заявлял, что вспыхнувший и выраженный гнев равнозначен физическому убийству.

Некоторые говорят: «Я стану следить за собой и никогда никого не обзову “рака”, или “дурак”, так что со мной все будет в порядке». Рассуждающие подобным образом еще не поняли, о чем говорил Иисус. «Рака» и «дурак» были просто примерами оскорбительных слов в Его дни. Главная мысль Мф. 5:21, 22 — это делать все, что в наших силах, чтобы не пускать злые мысли в сердце и злые слова — любые злые слова — на уста.

НЕОБХОДИМОСТЬ БЫСТРОГО ПРИМИРЕНИЯ

Иисус понимал, что, даже имея самые добрые намерения, мы часто не контролируем свои мысли и язык (см. Иак. 3:8). Что же в таком случае нам делать? Его ответ — не терять время и как можно скорее примириться с Богом и с человеком. Последние два стиха нашего текста подчеркивают необходимость скорейшего примирения.

С братом (Мф. 5:23, 24)

В стихе 23 мы читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя…» Как отмечалось в одной из предыдущих статей, Нагорную проповедь Иисус произнес, когда Ветхий Завет был еще в силе; Он обращался к людям, знавшим ветхозаветные обряды и ритуалы. Поэтому представьте, что вы — иудей, слушающий Иисуса. Вообразите следующий порядок действий: вы приносите в храм жертву, возможно ягненка. Вы проходите через двор язычников, через двор женщин, заходите в двор Израиля и через ограду передаете ягненка священнику. Обычно перед закланием жертвенного животного на его голову возлагали руки и перечисляли свои грехи, символически перекладывая их на него. Вы все это проделываете и тут вспоминаете разговор, что некий брат будто бы обиделся на вас за какие-то ваши слова (или, по крайней мере, обиделся на то, что, как он думает, вы сказали).

Для такого случая Иисус сказал следующее: «…оставь там дар твой, перед жертвенником, [под присмотром священника или левита] и пойди прежде примирись с братом твоим» (ст. 24). «Примирись?» А что нужно для примирения? Альберт Барнс дает несколько советов:

«Если вы нанесли ему ущерб, возместите его. Если вы должны ему деньги, которые нужно отдать, отдайте. Если вы испортили его репутацию, признайтесь в этом и попросите прощения. Если он заблуждается на ваш счет, если ваше поведение вызывает у него подозрение, что вы нанесли ему вред, объяснитесь. Сделайте все, что в ваших силах, и все, что вы должны сделать, чтобы уладить дело».

В нашем тексте Иисус дает указания обидчику (реальному или мнимому). Позднее Он даст указания обиженному: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф. 18:15). Обидчик должен пойти к брату, и обиженный должен пойти к брату. Если оба поступят так, как следует, то между ними произойдет счастливая встреча — то, что Ларри Кальвин, назвал «коллизией любви». А если один из двоих не сделает того, что следует? Это не снимает с другого его обязанности. Вы не можете сказать: «Так ведь это он должен был прийти ко мне». Иисус сказал тебе: «пойди», сделай все, что ты можешь, и «примирись» с братом или сестрой.

И после того как ты сделаешь это, — говорит Иисус, — вот «тогда приди и принеси дар твой» (5:24). Эти слова нетрудно применить к новозаветной практике. Когда вы придете на поклонение и склоните голову, чтобы попросить Бога о прощении грехов, — если в этот момент вы вспомните, что брат или сестра имеет что-либо против вас, перестаньте молиться. Пойдите и прежде примиритесь с братом или сестрой. После этого возвращайтесь и заканчивайте свою молитву. Во время Господней вечери, когда вы размышляете о смерти Иисуса за ваши грехи, — если при этом вы вспомнили, что согрешили против брата или сестры, выйдите и примиритесь с ними. А затем вернитесь и продолжите общение с Господом и другими христианами.

За годы своего служения проповедником я постоянно наблюдал, как люди уходят с богослужения по разным причинам, уважительным и не очень: чтобы принять лекарство, чтобы вывести из зала непослушных детей, потому что плохо себя почувствовали, потому что у них неотложная встреча, а некоторые — потому что им не понравилась проповедь. Насколько мне известно, я ни разу не видел, чтобы кто-то ушел, чтобы примириться с братом или сестрой. Макгарви назвал это «обязанностью, которой часто полностью пренебрегают».

Очевидная весть в стихах 23 и 24 — это срочная необходимость примириться с обиженным братом. Другие истины тоже взывают к нашему вниманию. Например, посещение церкви не может быть заменителем того, что велел делать Бог (см. 1 Цар. 15:22). Еще один важный урок в этих стихах состоит в том, что наши отношения с братом могут отразиться на наших отношениях с Богом. Иоанн писал: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

С врагом (Мф. 5:25, 26)

В стихах 25 и 26 нашего текста Иисус привел второй пример необходимости немедленного примирения. Здесь Он снова, как и в стихе 22, обращается к образу суда. По версии Современного Перевода, Он начинает так: «С тем, кто ведет тебя в суд, примирись как можно скорее» (ст. 25). В Синодальном Переводе сказано: «Мирись с соперником твоим скорее». «Соперник» — от слова антидикос, которое в данном контексте означает «противник в судебном процессе» (Вайн). Иллюстрация рисует картину иска по поводу невозвращенного долга или, как минимум, долга, не возвращенного по мнению противника (см. ст. 26).

Иисус сказал: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (ст. 25). Греческий текст буквально означает: «Будь по-доброму расположен к противнику». Подразумевается, что вы должны добиваться его доброжелательности, со своей стороны проявив к нему доброжелательность. Эти слова, главным образом, говорят об улаживании спора (см. Современный Перевод, Российское Библейское Общество), но обретение друга в лице соперника (как сказано в английском переводе NASB) — хорошая мысль (см. ст. 44). Ваш противник, возможно, никогда не станет вашим лучшим другом, но все равно нужно стараться жить с ним в мире.

«На пути» означает «по дороге в суд». В небольшом селении это могло происходить буквально. Идя в суд, обе стороны могли оказаться на одной улице. Так или иначе, идея такова: чем меньше времени остается до слушания дела, тем больше усилий нужно приложить обвиняемому, чтобы уладить спорный вопрос до суда.

Ключевое слово в этом стихе — «скорее». В конфликтной ситуации с другим человеком (с братом или противником) не выжидайте. Не медлите: миритесь сразу. Если между вами и кем-то существует неприязнь, превращайте его в друга как можно скорее.

Иисус сказал, что спор нужно уладить скорее, «пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (ст. 25). «Слуга» (в других переводах — «стражник», «тюремщик», «служитель») — это человек, которому поручалось исполнять судебный приговор. В те дни за неуплату долга люди могли угодить в тюрьму.

«Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (ст. 26). Кодрантом называлась самая мелкая римская монета. В темнице должники оставались до тех пор, пока долг не выплачивался — семьей, друзьями или кем-то еще.

Из стихов 25 и 26 можно, пожалуй, вынести такой практический совет: по возможности избегайте судов. В другой раз Иисус использовал подобные слова в более буквальном смысле (см. Лк. 12:57-59). Некоторые в стихах 25 и 26 даже усмотрели аллегорию. Все мы идем по дороге жизни в суд. На этой дороге с нами — те, с кем мы в ссоре. Нам нужно устранить эти конфликты скорее, до того как закончится наша жизнь (см. Иак. 4:14) и мы потеряем свой шанс.

Однако пусть вас в приведенной иллюстрации не смущают драматические детали. Главную мысль Иисуса понять легко: какова бы ни была ситуация, если вы с кем-то поссорились, примитесь «скорее». Хочу подчеркнуть: скорее. Разве не правда, что многие из нас не торопятся идти к тому, с кем возникло разногласие? Если существует хоть какая-то возможность неприятности, мы не идем к этому человеку. А в результате спорный вопрос «разъедает» отношения и образуется трещина, которую почти невозможно «склеить». Вы знаете, что это так. Если же мы попытаемся уладить разногласие скорее, то вопрос обычно можно решить. Возьмем, к примеру, дуб. С дерева падают желуди, и некоторые из них прорастают. Когда деревца еще крошечные, их можно вырвать из земли, но если их не вырвать, то они, в конечном итоге, вырастут в огромные дубы. И тогда уже вырвать такой дуб будет невозможно. Его можно только срубить, оставив уродливый пень на поверхности земли и массивную корневую систему в почве. Когда возникает разногласие, не давайте злости ни единого шанса пустить корни. Лучше сразу пойдите к этому человеку и, если возможно, устраните все недоразумения и всякую враждебность. «Мирись с соперником твоим скорее».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Шестая заповедь гласила: «Не убивай»; но Иисус сказал, что вам не следует даже испытывать злобу по отношению к другим. Необходимо удалить гнев и ненависть из сердца и злые слова с уст. А если вы отдалились от кого-то, примиритесь как можно скорее. Вы исследовали свое сердце и свои поступки во время нашего урока? Может ли кто-нибудь из нас сказать, что никогда не таил в себе злых чувств, никогда никому не говорил неприятных, вздорных слов, всегда тут же шел к тем, кого обидел?

В нашем тексте Иисус объяснил, что наши отношения с братьями и сестрами могут отразиться на наших отношениях с Богом. Каковы ваши отношения с Богом? Вам не кажется, что между вами и Ним существует какая-то преграда? А не потому ли это, что имеется преграда между вами и братом или сестрой во Христе… или членом семьи… или соседом… или кем-то на работе. Если это так, пойдите и примиритесь. А потом придите и принесите свою жизнь в дар своему небесному Отцу.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД