Найти тему
КиноБуква

Один из самых невнятных героев советского кино - «волевой и цельный человек» Бузыкин из невесёлой комедии «Осенний марафон»

Оглавление

Как верно подметили мои читатели, Андрей Бузыкин стал «отличным» примером для героев современных. Когда я писала о любовном треугольнике в современном фильме «Трое», ассоциации возникали постоянно. Константин Хабенский, который мечется между «счастливым» законным браком и внезапной, пусть и платонической пылкостью к Веронике, чем не новый Бузыкин? И уж финальная сцена, когда обе женщины, отрекшиеся от бедняги, не умеющего принять никакого решения в принципе, вдруг снова заявили о себе одновременно – чем не «Осенний марафон»?

Но, как и в комментариях к статье о фильме «Трое», так и сейчас, я повторю две вещи:

  • общая картинка, типажи - очень похожи (собственно все любовные треугольники в кино как близнецы)
  • но - «Осенний марафон» много выше уровнем, чем «Трое». Много глубже. И Бузыкин, как мужчина, как муж, как персонаж – даст 100 очков вперед герою Хабенского. В том смысле, что Бузыкин – просто квинтэссенция самого неприятного в мужчинах.

🎬Осенний марафон (1979)

Кадр из фильма «Осенний марафон», 1979 год, режиссер Георгий Данелия
Кадр из фильма «Осенний марафон», 1979 год, режиссер Георгий Данелия

Фильм «Осенний марафон» Георгий Данелия снял по сценарию Александра Володина на основе пьесы. И название у пьесы просто говорящее - «Горестная жизнь плута». Плут ли Бузыкин и так ли уж горестна его жизнь? Человек, который пытается жить красиво, с размахом и одновременно на несколько семейных фронтов, но при этом терпящий фиаско вообще везде. Не умеешь - не берись?

Итак, Андрей Павлович Бузыкин. Бузыкину 46 лет. Бузыкин (Олег Басилашвили) - прекрасный переводчик и хороший педагог Ленинградского университета. То есть в профессии талантлив и как специалист - востребован.

Андрей давно женат на Нине (Наталья Гундарева), имеет взрослую дочь, которая вот-вот вылетит из гнезда в прямом смысле этого слова. Лена вместе с мужем на несколько лет отбывает по работе в далекие и суровые края.

И все-то у Бузыкина хорошо. Дом, семья, работа. Одно лишь мешает взрослому уже мальчику твердо стоять на ногах: аморфность. Мягкотелость. Нерешительность. Безотказность.

Бузыкин – податливая мямля. Главные его характерные черты - неопределенность, расплывчатость, бесформенность. И еще сколько-нибудь там синонимов определению «рыхлый». Хотя, когда в жизни я слышу разговоры о таких вот мужчинах, самое верное определение – Бузыкин. И больше можно ничего не добавлять. Просто «Бузыкин», как имя нарицательное. Все сразу понимают, о чём речь.

Андрей настолько не справляется по жизни, что особенностями его нрава пользуются ВСЕ:

  • Студенты давно «сели на шею».
  • Сосед-алкоголик (Евгений Леонов) распоряжается в квартире Бузыкиных, как у себя дома. Отказаться и не пойти за грибами, когда уйма несданных переводов ждёт? Как можно? Потерять при этом доверие начальства – что ж, зато с корзинкой по лесу походил. Не пить водку с утра со слесарем Василием Игнатьевичем? Обижаете, Бузыкин не так устроен.

  • Бездарная бывшая однокурсница и коллега по работе Варвара Никитична (Галина Волчек) использует Бузыкина без зазрения совести исключительно в своих интересах, наплевав на то, что, скажем, ночь на дворе. Вынь да положь отредактированный перевод. Ведь он, Бузыкин, как более талантливый, просто обязан помогать таким вот несчастным, которым тоже нужны деньги и работа. А без хорошо сделанной работы – какие заказы на перевод? Ко всему прочему Варвара бесцеремонно влезает и в личную жизнь Андрея, что тоже для Бузыкина в порядке вещей.
Кадр из фильма «Осенний марафон», 1979 год, режиссер Георгий Данелия
Кадр из фильма «Осенний марафон», 1979 год, режиссер Георгий Данелия

  • Бузыкин ненавидит такие «потрясающие» и полезные утренние пробежки с датским профессором Биллом Хансеном (Норберт Кухинке). Ненавидит, но, каждый раз, собравшись с духом и используя все актерское мастерство, на которое только способен, выдавливает на пороге улыбку, цепляет спортивный костюмчик и делает вид, что пробежки – именно то, чего так не хватало в его и так сплошь показушной и лицемерной жизни.
Кадр из фильма «Осенний марафон», 1979 год, режиссер Георгий Данелия
Кадр из фильма «Осенний марафон», 1979 год, режиссер Георгий Данелия

  • Ну и, конечно, роман с очаровательной машинисткой Аллочкой (Марина Неёлова). Алла, как последняя навивная дурочка, слепо верит в то, что Бузыкин уйдет от жены, родят они детей и будут жить долго и счастливо. Как раз примерно до того момента, пока у Андрюши не сработает будильник на часах, и он не помчится на выручку Варваре, или домой, потому что, навешав Алле лапши, в очередной раз «забудет» признаться жене, что давно изменяет ей.

  • А несчастная жена Нина Евлампиевна, которой Бузыкин врет на каждом шагу? Она, конечно, понимает, и что муж врет, и что давно, и что постоянно, но так устала от этого, что предпочитает делать вид, что верит нелепым и нелогичным объяснениям Андрея, который в силу характера боится причинить неудобство своими радикальными решениями близкому человеку.
Но не понимает Бузыкин двух вещей: во-первых, вранье это ранит гораздо более сильно, чем правда, которая давно всем известна, но которую вслух произносить так боязно. Во-вторых, все решения у плута лишь в голове. Никогда, ни под каким соусом ничего он не решит и ничего не изменит. НИ-ЧЕ-ГО.

Ибо жизненные метания и отрыв от реальности у Бузыкина возведены просто в какую-то невероятную степень, названия которой я не знаю, не сильна в математике. Пусть будет аморфность в тридцать третей степени. А лучше в сорок шестой. Именно до стольки лет дожил Бузыкин, но того, что так жить страшно, не знать себя, не уметь принимать решения, не понимает.

И все его «попытки» измениться, иначе как в кавычках и писать нельзя. Потому что явление это столь же кратковременное, как и само желание перемен. Тут главное идейный полет мысли, красиво и вовремя вставленный в разговор:

«Но я тоже волевой и цельный человек, и меня голыми руками не возьмёшь. Я прошу вас привыкнуть к этой мысли!»

А дальше что? Сказать жене, что «там точно ВСЁ», тут же, при жене, назначить встречу Аллочке и идти на пробежку с профессором, даже не потрудившись переодеться в спортивный костюм. Потому что бежать и в никуда, и от себя в первую очередь, можно и в рубашке с галстуком. Даже самый хороший спортивный костюм нелепости жизни не исправит.

А вы как считаете? Уйдет ли в очередной раз жена? Выйдет ли Алла замуж за коллегу? Решится ли Бузыкин отказаться хотя бы от пробежек по утрам с Биллом?