Найти в Дзене
Не Одна Такая

Врожденная грамотность. Существует ли она? Может ли изменяться?

Мне периодически пишут в комментариях о том, что тексты мои содержат грамматические ошибки.

Я не буду спорить, что блестящей грамотностью не могу похвастаться.

Я это прекрасно осознаю.

Но я сегодня не о моей конкретно грамотности хотела написать, а о врожденной грамотности.

Но рассказать все-таки придётся на своём примере.

Я в школе училась без троек.

По русскому языку у меня стабильно были четверки, пятерки.

Я даже выпускное сочинение умудрилась написать на 4/5, где четверку поставили за тему «по выбору», а пятерку - за ту самую грамотность 😁

При этом, кроме правила «жи/ши пиши с буквой «и», и правила написания корней -лаг- и -лож-, я не помню ни-че-го!

Не любила я заучивать правила наизусть. А писала диктанты, изложения и сочинения на четверки/пятерки.

Как так?

Учителя говорили, что у меня, так называемая, врожденная грамотность.

И всех это удовлетворяло. Меня не мучили правилами, учителям не приходилось на меня тратить дополнительное время.

Так откуда же берётся эта самая врожденная грамотность?

Есть у меня книжица Г.Г.Граник и С.М.Бондаренко «Секреты пунктуации». В ней авторы пишут о том, что тот, кто «не знает» правил русского языка, на самом деле их знает.

Вот 👇 отрывок из книжки.

Фото моё
Фото моё

А далее авторы объясняют, что же помогает этим счастливчикам.

Оказывается, это «предчувствие знака препинания» (см.фото ниже)

Фото мое
Фото мое

При этом, объяснить с точки зрения правил постановку знака человек не сможет, если, конечно, правило не заучил. (см.фото ниже)

Фото мое
Фото мое

Так же счастливчику помогает память.

Авторы пишут о том, что память моторная, то есть когда рукой записываешь и таким образом запоминаешь.

Ещё одно фото из книжки
Ещё одно фото из книжки

Однако, последнее время я сама стала замечать, что пишу куда хуже, чем 25 лет назад. Да, даже 10 лет назад я писала с меньшим количеством ошибок.

Почему?

Куда же делась эта самая чудесная способность?

На самом деле, на запоминание правильного написания влияет в том числе то, что мы читаем.

В настоящее время мы все «много читаем» 😁 В интернете.

Ну, кто-то, конечно, только котиков смотрит. Так тоже бывает.

Так вот.

Качество текстов (в том числе с точки зрения грамотности) в Интернете оставляет желать лучшего.

Даже в новостных изданиях встречается умопомрачительное количество ошибок!

Соответственно, грамотность падает.

Вы наверняка заметили, что предлог «по» сейчас употребляют к месту и не к месту.

Например, «статистика по марту», «данные по vaкцинации», и так далее.

Да, вот, смотрите 👇 Первая новостная строчка.

Скрин автора
Скрин автора

Соответственно, такое массовое неправильное написание текстов, способствует тому, что наша грамотность падает. Даже у тех, кто учился ещё в СССР.

Признавайтесь, используете «по» там, где не надо? 😉😁
Мой мозг упорно сопротивляется.

И если подводить итог сегодняшней моей писанине, то могу сказать так.

Врожденная грамотность не то, чтобы существует. Есть некий набор умений у некоторых людей, которые дают им возможность писать грамотно без дополнительных усилий, то есть заучивания правил.

И, к сожалению, эта самая грамотность при чтении текстов низкого качества, падает.

P.S.

Дорогие читатели!

Если Вы желаете указать в тексте на ошибку, пожалуйста, указывайте конкретно где и что написано не верно.

Критикуйте по делу, в общем 😉

Фото автора для иллюстрации
Фото автора для иллюстрации

Спасибо, что осилили эту писанину 😊