Мне периодически пишут в комментариях о том, что тексты мои содержат грамматические ошибки.
Я не буду спорить, что блестящей грамотностью не могу похвастаться.
Я это прекрасно осознаю.
Но я сегодня не о моей конкретно грамотности хотела написать, а о врожденной грамотности.
Но рассказать все-таки придётся на своём примере.
Я в школе училась без троек.
По русскому языку у меня стабильно были четверки, пятерки.
Я даже выпускное сочинение умудрилась написать на 4/5, где четверку поставили за тему «по выбору», а пятерку - за ту самую грамотность 😁
При этом, кроме правила «жи/ши пиши с буквой «и», и правила написания корней -лаг- и -лож-, я не помню ни-че-го!
Не любила я заучивать правила наизусть. А писала диктанты, изложения и сочинения на четверки/пятерки.
Как так?
Учителя говорили, что у меня, так называемая, врожденная грамотность.
И всех это удовлетворяло. Меня не мучили правилами, учителям не приходилось на меня тратить дополнительное время.
Так откуда же берётся эта самая врожденная грамотность?
Есть у меня книжица Г.Г.Граник и С.М.Бондаренко «Секреты пунктуации». В ней авторы пишут о том, что тот, кто «не знает» правил русского языка, на самом деле их знает.
Вот 👇 отрывок из книжки.
А далее авторы объясняют, что же помогает этим счастливчикам.
Оказывается, это «предчувствие знака препинания» (см.фото ниже)
При этом, объяснить с точки зрения правил постановку знака человек не сможет, если, конечно, правило не заучил. (см.фото ниже)
Так же счастливчику помогает память.
Авторы пишут о том, что память моторная, то есть когда рукой записываешь и таким образом запоминаешь.
Однако, последнее время я сама стала замечать, что пишу куда хуже, чем 25 лет назад. Да, даже 10 лет назад я писала с меньшим количеством ошибок.
Почему?
Куда же делась эта самая чудесная способность?
На самом деле, на запоминание правильного написания влияет в том числе то, что мы читаем.
В настоящее время мы все «много читаем» 😁 В интернете.
Ну, кто-то, конечно, только котиков смотрит. Так тоже бывает.
Так вот.
Качество текстов (в том числе с точки зрения грамотности) в Интернете оставляет желать лучшего.
Даже в новостных изданиях встречается умопомрачительное количество ошибок!
Соответственно, грамотность падает.
Вы наверняка заметили, что предлог «по» сейчас употребляют к месту и не к месту.
Например, «статистика по марту», «данные по vaкцинации», и так далее.
Да, вот, смотрите 👇 Первая новостная строчка.
Соответственно, такое массовое неправильное написание текстов, способствует тому, что наша грамотность падает. Даже у тех, кто учился ещё в СССР.
Признавайтесь, используете «по» там, где не надо? 😉😁
Мой мозг упорно сопротивляется.
И если подводить итог сегодняшней моей писанине, то могу сказать так.
Врожденная грамотность не то, чтобы существует. Есть некий набор умений у некоторых людей, которые дают им возможность писать грамотно без дополнительных усилий, то есть заучивания правил.
И, к сожалению, эта самая грамотность при чтении текстов низкого качества, падает.
P.S.
Дорогие читатели!
Если Вы желаете указать в тексте на ошибку, пожалуйста, указывайте конкретно где и что написано не верно.
Критикуйте по делу, в общем 😉
Спасибо, что осилили эту писанину 😊