Помните я писала, что есть советские экранизации американских романов, которые вызывают у меня восхищение? Некоторые я даже называла и писала о них. Правда, я не сказала, что есть экранизации, которые вызывают у меня не восхищение, а недоумение. Четырехсерийный телевизионный фильм 1983 года "Последний довод королей" относится именно к ним.
Это была третья экранизация романа американских журналистов Флетчера Нибела и Чарлза Бейли "Семь дней в мае" о попытке военного переворота в США для срыва исполнения советско-американского договора о ядерном разоружении. Роман вышел в свет в 1962 году, события в нем происходили в 1974 году, то есть — это была политическая фантастика, однако же у генерала-заговорщика были вполне конкретные прототипы.
Первой экранизацией стал американский фильм "Семь дней в мае", снятый в 1963 году и показанный в 1964 году. Премьере кино в 1963 году помешало убийство президента Кеннеди. Фантастика, говорите, да?
Второй экранизацией стал советский трехсерийный телевизионный фильм 1971 года "Заговор". Поскольку между 1962 и 1971 годом произошло очень много бурных событий, то создатели дополнили финал истории — между прочим, в полном соответствии с реальной американской историей.
И вот в 1983 году была сделана третья экранизация романа — "Последний довод королей" (как известно, последний довод это пушки — именно такие надписи делались на пушках во время Людовика XIV). Автором сценария и ведущим фильма был известный журналист-международник Владимир Дунаев (1929-1988).
Это был удивительный человек. Ему пришлось работать журналистом в Великобритании и США. Именно он придумал название информационной передачи "Время". Он был одним из участников передач "Международная панорама" и "Сегодня в мире". Он был эрудитом, жизнь США знал досконально, а умер в Вашингтоне от сердечного приступа на одной из пресс-конференций — перенервничал.
Когда человек много знает, это прекрасно в журналистике, прекрасно в науке, а как насчет создания художественных фильмов?
Еще тогда в 1983 году мне показалось, что одна из проблем фильма — это попытка вбухать в его сюжет как можно больше сведений. Другая — неясная жанровая принадлежность фильма.
Нет, правда, что это было?
В фильме множество песен — это музыкальный фильм? Вроде бы нет, поет там только Валерий Леонтьев — за кадром. Поющего президента, генерала Скотта или полковника Кейси я бы не вынесла.
"Это же остросюжетный детектив!" — догадалась я.
Но тогда почему в самый напряженный момент сюжет прерывается, на экране появляется журналист Владимир Дунаев и начинает объяснять смысл того, что мы видим?
Может, это журналистский репортаж, расследование? Вроде бы Дунаев что-то такое говорил, да и документальных кадров в фильме очень и очень много. Тогда что на фоне документальных кадров делают вымышленные персонажи?!
Или все же это художественный фильм? Ладно, согласимся, что это винегрет. Многие нравится.
И при этом, удивительно, но несмотря на многочисленные добавления авторского текста Нибела и Бейли в советском фильме опять больше, чем в американской экранизации. И, конечно, остался президентский пес — политический пес, потому что у него нет убеждений, но он предан друзьям.
А вот истории с налоговыми махинациями любовницы генерала-заговорщика вновь нет. Видимо, автор сценария полагал, что этот момент будет не очень понятен нашим зрителям. Вместо этого фигурирует торговля наркотиками.
Скажете: "Клевета!"
И ошибетесь.
В 1970-е годы появилось множество свидетельств о подобной деятельности, которая осуществлялась с помощью американских военных. Было. Как и данных о незаконных финансированиях избирательных компаний, шантаже, закулисных сделках и т.д.
Проблема в том, что "Последний довод королей" все же художественное произведение. Для жизни все это обычно, а вот для художественного произведения явный перебор.
Но оставим сценарий, перейдем к актерам. Перед вами президент Лимен — Георгий Дрозд.
По-моему, это самый неудачный Лимен из трех экранизаций. Непонятно, как этот человек выдержал избирательную компанию и попал в Белый дом. В отличие от предшественников, в нем не чувствуется внутреннего стержня. Кажется, будто он все время извиняется. Как он победил генерала Скотта — непонятно. Хотя, возможно, причина в том, что и сам генерал не производит сильного впечатления?
Вот он (актер Ростислав Янковский). По типажу идеально, а вот по поведению нет. Проблема та же, что и у предыдущего актера. Где уверенность, где внутренний стержень? Он похож не на генерала, а на продавца, который впервые встал к прилавку.
Зато полковник Кейси — актер Александр Филиппенко — вполне органичен в своей роли.
Верю, верю. Хотя трудно понять, чего он опасался при встрече с сотрудницей телестудии Шу — это прозвище, а так по роману ее зовут Элеонорой Холбрук (артистка Елена Майорова). После Авы Гарднер и Ирины Мирошниченко она смотрелась бледновато.
Ладно, оставим критику — удачи в фильме тоже есть. К примеру, помощник президента Лимена Пол Джирард (Валерий Ивченко). Это единственный Джирард, который действительно напоминает персонажа, как он был описан в романе.
Очень хорош был и друг президента сенатор Кларк (актер Михаил Данилов).
И знаете, в этой экранизации вновь никто из заговорщиков не понес наказание даже случайно. Как и в случае с прототипами, генерала Скотта взяла под крыло крупная корпорация. Возможно, он и в политике попробует поучаствовать, несмотря на компрометирующие документы.
Прототипы участвовали, правда неудачно. Как было сказано про генерала Кертиса Лемея, он оказался политически совершенно глух и даже не понимал, что не привлекает, а пугает людей своими заявлениями.
И еще одно изменение финала случилось в экранизации — судьба сенатора Кларка. Судя по последним кадрам, его история завершилась.
А так — президент победил, генерал-заговорщик получил выгодный пост в бизнесе, разоблачивший его полковник стал генералом, все хорошо, все прекрасно. "Хэппи енд" — поет Валерий Леонтьев. Надо думать, когда Наум Олев писал стихи для этой песни, у него яд с зубов капал.
Кстати, о песнях. Хотя они несколько отвлекают от сюжета фильма, некоторые очень хороши. Временами я их переслушиваю.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки