О том, что роднит белорусов и армян, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал председатель Минского городского армянского культурно-просветительского общества «Айастан» Георгий Егиазарян.
— В этом году вы стали лауреатом специальной премии Президента Беларуси «За духовное возрождение». Награда вручена в том числе за укрепление национального согласия в белорусском обществе. Что это означает в вашем понимании?
— В Синеокой нет разделения на своих и чужих. В уважении и добром соседстве живут разные народы. Палестинцы ходят в гости к белорусам, а китайцы готовят драники. Армяне угощают поляков вином и празднуют Сабантуй с татарами. Узбеки торгуют на Комаровке пловом, самсой и отмечают Курбан-байрам с таджиками. Дети украинцев и турок ходят в один садик, и никто ни на кого не смотрит искоса. Земля под белыми крыльями гостеприимно принимает представителей разных национальностей и становится для них вторым домом.
Заметьте, площадь Свободы в Минске украшают два собора: православный Свято-Духов и католический Девы Марии. Неподалеку от них расположена еврейская синагога, а чуть дальше — мусульманская мечеть. И подобная картина характерна для многих городов республики. В Беларуси нет разделения по национальному или религиозному признаку. В обществе царят мир и согласие, а это дорогого стоит.
А премия «За духовное возрождение» не только моя награда. Это общая заслуга представителей различных государственных учреждений, соотечественников, друзей. Всех добрых людей, которые сохраняют мир и согласие на земле под белыми крыльями.
— В Армении много достопримечательностей. Что бы вы показали белорусским друзьям?
— В первую очередь Эчмиадзинский кафедральный собор — это центр духовной жизни армян. Христианство стало государственной религией еще в 301 году. В соборе сохранились фрагменты росписи тех времен. Монастырский комплекс включает храмы, музей, духовную академию, а увенчан он церковью святой Рипсиме, которую почитают многие христиане.
Воистину целебным считается священный источник в монастыре Гегард, основанном Григорием Просветителем, а монастырь Хор Вирап, где в подземной тюрьме святой провел в заточении 15 лет, наполняет духовной силой. Конечно, предложил бы друзьям посетить жемчужину Армении — красивейшее горное озеро Севан. Из любой точки Еревана можно увидеть гору Арарат. Это главный символ Армении, несмотря на то что расположена она на территории Турции. Легенда гласит, что именно у этой горы, высота которой составляет более 5 000 м, нашел последнее пристанище Ноев ковчег.
— Если страна столь богата достопримечательностями, почему же так плохо развит туризм?
— Ответ прост: туризм, конечно, есть, но хотелось бы больше. Многие совмещают его с пляжным отдыхом, а в Армении нет моря.
— Морскими берегами, к сожалению, не может похвастаться и Беларусь. Чем еще, на ваш взгляд, похожи наши государства?
— Народы обеих стран многое пережили. Несчастья научили и армян, и белорусов остро чувствовать боль другого человека. Не оставаться в стороне в час беды, не быть равнодушными. Ценить спокойствие, мирное небо над головой, семью.
— Армянская диаспора, по сути, большая семья. Во многом это заслуга объединения «Айастан». С чего все начиналось?
— В декабре 1988 года в Армении произошло мощное землетрясение. До основания был разрушен Спитак, сильно пострадали Ленинакан (сейчас Гюмри), Кировакан (ныне Ванадзор) — всего более 20 городов и 300 населенных пунктов. Сотни семей потеряли близких, лишились дома. Людей временно размещали в гостиницах и санаториях братских республик, в том числе в БССР. Армяне, жившие здесь, стали помогать землякам. В 1990-м возникло общество «Айастан». А через год на Военном кладбище у церкви Александра Невского в память о жертвах природной катастрофы установили хачкар — крест-камень.
Примерно на этот же период пришлись конфликт в Нагорном Карабахе, распад СССР… В Беларусь тогда переехало много армян. Их численность увеличилась с 5 тысяч до 10 тысяч.
— Спустя десятилетия цифра изменилась?
— Незначительно. В Синеокой живут около 9,5 тыс. армян, из них почти 2 тыс. — в столице. При общественном объединении создан фольклорный танцевальный ансамбль «Эребуни», работает школа воскресного дня, издается интернет-газета «Миасин». С нетерпением ждем окончания строительства армянской апостольской церкви. Она возводится на улице Филимонова. Храм устремится ввысь на 24 м и станет духовным центром армян Беларуси.
— У каждого армянина своя причина приезда в Беларусь. Что привело вас?
— Большая любовь. Я учился в киевском институте гражданской авиации, а на каникулах подрабатывал внештатным экскурсоводом в Ереване, поэтому друзья были по всему Советскому Союзу. Ребята из белорусской сборной по прыжкам в воду пригласили в Минск. Здесь встретил Викторию. В 1979-м мы стали мужем и женой. С тех пор я белорусский армянин.
— Кто главный в вашей семье?
— Разум. Мужчина отвечает за принятие решений, женщина — за воспитание детей. Семья основывается на уважении к старшим, традициям. В этом армяне консервативны.
— Вы в браке много лет. Чему научились у жены-белоруски?
— Извиняться, заботиться. Полюбил местные традиции. В них есть нечто общее с армянскими. На Купалье, к примеру, белорусы прыгают через костер, обливаются водой. У армян также есть подобные праздники — Вардавар и Терендез. Считается, что в этот день вода обладает целебной силой. Праздник сопровождается народными песнями, танцами, играми, угощениями.
— Чем обычно угощаете друзей?
— Готовлю шашлык, конечно. У армян он самый вкусный (улыбается). А если серьезно, мы делаем его на косточке, чтобы мясо не пересыхало. Для маринада используем базилик, майоран, цитрон. В отличие от грузинского, где в качестве специй берут хмели-сунели, паприку и перец, он получается не таким острым.
— Острых ощущений в связи с событиями в мире нам всем, думаю, хватает. Готовы сделать прогноз на будущее?
— Все будет хорошо, точно знаю. Не стоит отчаиваться, паниковать, впадать в уныние. Время все расставит по местам.